Добрые строгости

24 сентября 2015
0
5316

Невеста не войдёт в дом жениха до тех пор, пока они вместе с женихом не обойдут несколько раз вокруг костра. Это обычай. Есть и другие традиции, в том числе связанные со свадьбой и рождением ребенка. О них нам рассказала председатель уйгурского этнокультурного объединения Асия Усенова.

– Ни одна уйгурская свадьба не обходится без костра, он является символом очищения и любви, – рассказывает Асия. – Вообще свадьба – дело хлопотное, длится несколько дней. В первый день проходит традиционное сватовство, знакомство родителей. Мужчины обговаривают, когда будет совершен «никах» (мусульманское венчание). 

Потом знакомство между женщинами. Здесь устраивается чаепитие, именуемое ак чаем – белым чаем. Чай заваривается крепкий, но по традиции его следует разбавить молоком, забелить – чтобы жизнь у молодых была крепкая, насыщенная и светлая.

Сегодня сохранилась и другая традиция, когда жених просто крадет невесту. Это «кыз апкечиш». Молодые поступают так, когда не получают согласия родителей. Но, как правило, взрослые потом все-таки мирятся с выбором детей.

К уйгурской свадьбе подготовка идет тщательная. Перед большим тоем проводят «татлык чай», на котором преподносят подарки родителям невесты за согласие, а также обговаривают условия тоя и, что является особо важным, назначают «селик».

«Селик» – это подарки для невесты, ее родителей и многочисленных родственников. Как бы благодарность за заботу о девушке. «Селик» может быть разный, в зависимости от материальных возможностей жениха. Но каким бы ни было благосостояние, в любом случае большую часть расходов на свадьбу берет на себя сторона жениха. За день до свадьбы она доставляет продукты для проведения тоя в доме невесты – это называется «мал гуруч». Обязательно приводят молодого бычка, на рога которому повязывают красный платок. Принести должны все продукты, даже морковь для плова – «севзе келем». Они сами нарезают ее и варят мясо, попутно знакомятся со стороной невесты.

На следующий день начинается свадьба. Утром собираются мужчины, а в обед женщины. У уйгуров вместе нам сидеть не положено, поэтому приходим в разное время. Стоит отметить, что опаздывать на свадьбу у нас не положено. Если пригласили в 10 часов утра мужчин, то они всей гурьбой зайдут ровно в это время, потому что в два часа уже придут женщины. Поскольку сидеть с мужчинами нельзя, более молодые мужчины обслуживают старших, наливают чай.

Основным моментом свадьбы является обряд «никах». Молодых благословляет имам, дает испить воду, в которой смешаны вода, сахар, соль и хлеб. Соль является символом крепости чувств молодых. Сахар – сладкая жизнь. Хлеб – благоденствие. Смесь необходимо выпить до конца, но так как вкус не самый приятный – сделать это сложно.

Свадьбы проходят по традиции, но без белого «мерседеса» и кортежа не обходится. Молодожены катаются по городу, фотографируются.

Еще одна особенность уйгурского торжества – тосты короткие, и после каждого гости танцуют. А во время танца молодоженов им кидают деньги и платки. Эта традиция называется «орум».

Ярким элементом свадебной церемонии является обряд разжигания костра перед домом жениха. Перед тем как невеста ступит в свой будущий дом, молодые, взявшись за руки, три раза обходят вокруг костра. Обряд очищения огнем должен предохранить их от невзгод и принести семейное счастье. Теперь гуляют в доме жениха. Приходят родственники, друзья, много гостей со стороны невесты. Это «юзашка» или «чилак». После свадьбы молодой супруг с друзьями наносит визит старшим родственникам супруги «саламга кемши».

В Китае, в уйгурских поселениях, где я часто бываю, потому что у нас там живут родственники, сохранен совсем древний обычай – друзья жениха вносят невесту в дом к суженому на руках. Перед этим группа парней усаживает ее на подаренный ковер.

После свадьбы сын должен жить со своей семьей в доме родителей, до тех пор, пока не женится младший брат. Со мной сейчас живет средний сын, старшего мы уже отделили. Но и они уйдут, уступив место младшему. Таков обычай.

Рождение ребенка (бошук той)

Важным моментом в жизни семьи является рождение ребенка.

За 20-30 дней до родов дочери теща идет в дом зятя и просит разрешения «тилеп емши» – забрать роженицу к себе. После родов все заботы по уходу за ребенком и роженицей ложатся на плечи матери. До 41 дня новорожденного надо оберегать от злых глаз. Доступ к нему ограничен. В течение 12-ти дней происходит имянаречение, приглашаются с двух сторон родители, родственники и мулла. До сорока дней в дом матери приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами. На сороковой день проводится обряд купания ребенка – «кириксуйи». Для этого в одну маленькую кастрюлю кладут щепотку соли, два куска сахара, монеты. Все гости деревянной ложкой вливают воду в пустую кастрюлю. И произносят свои пожелания младенцу. В этой воде купают ребенка, стригут волосы и ногти. В назначенный день после «кирик суйи» в дом родителей роженицы приезжают родители молодого отца с выкупом и необходимыми продуктами для «бошук тоя» – торжественное укладывание ребенка в колыбель. На «бошук той» приглашаются женщины-родственницы и близкие. Расходы на проведение торжества берет на себя мать роженицы, кроме того она готовит подарки для дочери и приданное новорожденному. На этом празднике особо одаривается сестра или «янгэ» молодой мамы, которая ухаживала за ребенком.

Оттуз огул. Мяшряп

Это старинный обычай, которого также придерживаются современные уйгуры. Он начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе, имеющих общие интересы. Участников собраний называют «тридцать джигитов» – «оттуз огул».

В самом начале собрания участниками избирается глава – «жигит-беши», который имеет права старейшины. Избирается также судья – «кази», который может наказать оступившегося члена общества.

Такие собрания сопровождаются пением, танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Участники могут почерпнуть для себя много нового. Может поэтому уйгуры называют невежественного человека «мяшряп кормигэн» (не знавший мяшряп). Мужчины в этом кругу становятся друзьями, готовыми всегда поддержать и в радости, и в беде. Иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.

Свадебные фотографии из семейного альбома А. Усеновой
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top