Для самых маленьких

26 декабря 2024
0
710

Акмарал Тлекешевна Камалова преподает казахский язык самым маленьким. Она работает в детском саде «Карылгаш», ее воспитанникам 3-6 лет. Общий педагогический стаж 18 лет, из них 11 лет она работает в детсаде.

– Если раньше занятие по казахскому языку проводили только в русских группах, то теперь в казахских тоже. Изучать язык начинаем с трех лет, научно доказано, что это самый оптимальный возраст, – говорит Акмарал Тлекешевна.

Занятие она проводит в разных группах, кроме самых маленьких, которым два года. Самым старшим 5-6 лет, это группа предшкольная. Как говорит Акмарал Тлекешевна, с последними куда проще, ведь у них уже есть определенный багаж знаний. С малышами чуть сложнее. Для них все в новинку. И чтобы заинтересовать, педагог тщательно готовится к каждому занятию. Как и в школе, Акмарал Тлекешевна пишет годовой план.

Самое первое, чему должен научить воспитатель – здороваться. Далее идет изучение простых, базовых слов – тұр, отыр, әкел, жүгір… Ребенок должен их не просто запомнить, а использовать в обиходе.

Акмарал Тлекешевна имеет высшее образование. Она учитель казахского языка. Почти 7 лет преподавала в начальных классах. Затем стала работать в детском саде. Кстати, многодетная мама, у нее четверо сыновей. Ее мальчики, конечно же, прекрасно владеют родным языком.

Как говорит воспитатель, самое сложное – увлечь ребенка. В младшем возрасте нет усидчивости и внимание рассеянное. Чтобы его удержать, приходится каждые пять-десять минут что-то менять, включать игровые моменты. Или просто взять паузу, поиграть с детьми в казахские национальные игры, вспомнить и поговорить с малышней про национальные обычаи, а может, просто посмотреть мультфильмы или сказку на казахском. Если что-то непонятно, ребята переспрашивают.

– Работать с самыми маленькими интересно, но действительно сложно. К каждому нужен индивидуальный подход, чтобы не отвлекались, не смотрели по сторонам. Поэтому перед уроком я должна продумать весь ход занятий. Должна четко знать, что и в какую минуту будем делать, – говорит педагог.

Воспитатель не без гордости говорит, что ее воспитанники побеждали на областных конкурсах. Воспитанница Акмарал Тлекешевны на областном конкурсе на знание казахского языка в 2022 году заняла первое место. Ей подарили – огромного плюшевого медведя. Акмарал Тлекешевна сразу объяснила, медведь это – аю.

– На подготовку у нас было всего 10 дней. Участниками конкурса стали дети некоренной национальности. Моя воспитанница Василиса Яремчук очень хорошо выступила. Она молодец и у нее был настрой только на победу.

Еще одна воспитанница Вероника Стороженко также приняла участие в конкурсе.

– Она считала до 100 на казахском. Вообще Оксана участвовала в разных конкурсах. Она самостоятельно еще изучала язык. Сейчас она ученица 1 класса.

Для обучения казахскому Акмарал Тлекешевна использует различные методики. Игровая форма – в помощь. Этот вид деятельности доминирующий в детском саду. Но очень часто дети работают в тетрадях. И это проблема: тетрадей по казахскому языку не хватает. Чтобы выйти из положения, воспитатель делает ксерокопии. Так как цветного принтера нет, получаются черно-белые. Еще одна проблема – нет кабинета казахского языка.

– Это, конечно, очень неудобно, но мы стараемся выходить из положения, – говорит воспитатель.

Занятие в средней группе. Воспитатель, стоя у доски, объясняет, что в гости к ребятам пришел еж, а на колючках у него – яблоко, груша, виноград. Дети проговаривают, кто пришел и что принес. Так изучают тему – фрукты. Тему национальной одежды усваивали с помощью примерочной. Девочки надевали платье и говорили, что это көйлек, а мальчики – брюки – шалбар. Для ребят из группы предшкольной подготовки задачи посложнее: на левый край стола ставим лес, а на правый – ферму. Детям раздаем карточки с изображением животных, они должны назвать, кто это и где живет. То есть они запоминают слова и одновременно размышляют. Например, медведь – аю, живет в лесу – орман, а еще он косолапый – ебедейсіз аю.

– Для четкости произношения специфических звуков провожу артикуляционные, дыхательные упражнения. Для лучшего запоминания в основном используются потешки, пословицы и считалочки. В обязательном порядке на каждом занятии – физминутка. Опять-таки для каждой возрастной группы она проводится по-своему. Для среднего звена используется музыка с песней. Допустим, звучит предложение: сұр қоян секіреді – серый заяц прыгает. Дети прыгают и повторяют слова. А в группе предшкольной подготовки звучит просто музыка, без слов. Ребятишки сами проговаривают и выполняют движения, – делится своим опытом педагог.

Родители заинтересованы в том, чтобы дети учили казахский язык. Акмарал Тлекешевна говорит, что мамы и папы ей звонят. Она просит повторять выученные слова дома. Для закрепления пройденного материала дети повторяют новые слова в группе уже на других занятиях: во время рисования или лепки. Таким образом, в процесс изучения языка включается весь педагогический состав.

Как бы ни было сложно работать с маленькими детьми, Акмарал Тлекешевна уверена, что трехлетний возраст – самый подходящий для изучения не только казахского, но и любого другого языка. Ведь давно доказано, что именно в этот период своей жизни человек запоминает легко и надолго. Казахский язык в средних и старших группах проходит раз в неделю, в предшкольной группе – два раза. За это время педагогу нужно успеть многое. Например, разучить гимн Казахстана. А если идет подготовка к очередному празднику, то вместе с детьми разучить стихотворения, песни и даже казахские танцы.

Фото автора и из архива А. Камаловой
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top