Востребованность сама не приходит

4 февраля 2016
0
4352

Пряники и печенье уральской кондитерской фабрики «KAZKON» подорожали, но совсем немного (относительно других продуктов питания), и поэтому этот десерт по-прежнему пользуется спросом у населения. О качестве товара говорят не только покупатели, но и многочисленные грамоты, золотая медаль Международной выставки «InterFood-2012», на которой были представлены продукты питания, напитки и оборудование для пищевой промышленности многих стран. Участие приняли более 100 компаний и свыше трёх с половиной тысяч посетителей-специалистов.

Первое место в номинации «Кондитерские изделия» получила Уральская кондитерская фабрика «KAZKON», обеспечивающая сладостями не только западноказахстанский регион, но также Алматы и некоторые области России. Руководит предприятием Марат Жаулыбаевич Каженов, человек военный, но как никто другой разбирающийся во всех тонкостях «сладкого дела».

Производство пряников определено ГОСТом. В состав входит: сироп, сода, соль, подсолнечное масло и мука. Кажется, ничего особенного. Но не спешите делать выводы. Свой секрет в этих пряниках все-таки есть, но кондитеры держат его в тайне.

Когда-то пряники именовали медовым хлебом, поскольку они представляли собой необычно вкусную смесь меда, ржаной муки и ягодного сока. Казалось бы, все просто, но со вкусом.

– Сегодня рецептура не намного изменилась, – объясняют специалисты. – Как и раньше в составе пряников – ржаная и пшеничная мука, повидло (если они с начинкой), а также большое количество пряностей. Отсюда название – пряники.

Марат Жаулыбаевич рассказал, что в цеху оживленно круглосуточно. Процесс не останавливается ни на минуту. Тестомесы месят, печи выпекают, руководят процессом операторы. Серикбек пришел сюда сразу после окончания вуза, он периодически запускает и приостанавливает работу техники. В данный момент на итальянском оборудовании конвейером «печатается» сахарное печенье. Большую часть коллектива составляет молодежь. Девушки и парни признаются: работать на производстве им нравится, устраивают как зарплата, так и условия труда.

Айсауле по специальности филолог, окончила академию, но в школу идти не торопится. Говорит, не устраивает зарплата, да и бумажной волокиты в учебном заведении много.

Сам Марат Жаулыбаевич окончил Санкт-Петербургское военное училище. Работал также в органах внутренних дел. Но затем ушел в бизнес. Начал заниматься поставкой в город цемента. Привозил его с Узбекистана. Соглашается, можно было найти завод ближе, но ему нужен был свой гарантированный и постоянный выход на поставщика. К тому же в Ташкенте цены были значительно ниже. За счет этого перекрывались затраты на дорогу. Сложность была в том, что Узбекистан на экспорт работал только через международную биржу. Начинающему бизнесмену пришлось изучить условия международной торговли, зарегистрироваться, нанять брокеров, и только после этого принимать участие в торгах. К слову, он и сейчас занимается продажей строительных материалов.

– Марат Жаулыбаевич, как возникла идея заняться кондитерским делом?

– Возможно, кому-то покажется высокопарным, но мы стараемся поддерживать политику государства. Известно, что малый и средний бизнес способны выжить в условиях высокой конкуренции. И главное, обеспечить людей работой. Нами рассматривались разные варианты, чем можно было бы заработать. Идей было много – от производства гипсокартона, строительно-монтажной пены до игрушек. Мы были на выставке в Германии, откуда привезли образцы пластиковых игрушек. Но все же всерьез задумались над пищевой промышленностью. Заняться производством кондитерских изделий в нашей области проще, имелась необходимая сырьевая база, та же мука, яйца. У нас производят муку высокого качества. Мы сотрудничаем с фирмами «Белес», «Желаевский КХП».

Поездили по выставкам, посмотрели, изучили бизнес. В итоге закупили в Европе оборудование. Оно было дороже, но надежнее. Начали с нескольких сот килограммов, со временем объемы увеличили.

– Что важно, когда начинаешь бизнес?

– Мне кажется, важно встретить в этот момент стоящих людей. Мне в этом отношении везло всегда. В самом начале, став бизнес-партнерами, большую поддержку, нам оказали крупные компании нашей области: ТОО «Болашак-Т», директор Кощанов Кайдар Жасенович, ТОО «БКМК», директор Кабанов Аскар Дабыскалиевич, ТОО СКФ «Отделстрой», директор Михно Валентина Павловна. Когда занялся пищевыми продуктами, стал работать с ТОО «Сауда Инвест», директор Барабаш Андрей Викторович и многими другими. Большое им спасибо. Мы до сих пор продолжаем сотрудничать.

– Ваш сладкий товар сразу нашел своего покупателя?

– Нет. Люди покупают то, к чему привыкли. На рынке всегда есть известные бренды, качество которых потребителям известно. Нам пришлось завоевывать свое место под солнцем. Чтобы выбрали нас, мы должны были стать еще лучше. На это ушло время.

– Сколько человек работало на производстве тогда?

– Около десяти человек, в том числе два кондитера, которые имели опыт работы на фабрике, но не знали импортного оборудования. Их обучали европейцы, которые и монтировали машины. Сейчас в общей сложности в бизнесе, как строительном, так и пищевом, задействовано более 70 человек.

Но надо сказать, что кадровый вопрос всегда на повестке дня. Мы привозим новое современное оборудование и понимаем: людей разбирающихся в этом деле нет. Нужны инженеры КИПа. Сейчас у нас на производстве работают в основном молодые специалисты. На них делаем ставку.

Участвуем в различных конкурсах, в том числе и в международных. Никогда не отказываемся от благотворительных акций. Много благодарственных писем по этому поводу. Вы, наверное, знаете, на Ржевской земле захоронены тела бойцов 100-й и 101-й казахстанских бригад, погибших в годы войны. Мы спонсировали поездку студентов туда.

Ежегодно участвуем в акциях «Дорога в школу», «Мы разные, но равные». Благодарственные письма от городского отдела образования, от школ, например, от школы №39. Мы берем списки и сами едем за одеждой по магазинам. Надо сказать, когда предприниматели узнают, кому берутся вещи, стараются сделать скидку.

– Как справляетесь с трудностями?

– Известно, что в кризис интерес покупателей с более дорогих продуктов смещается в сторону дешевых. В частности, так произошло с кондитерскими изделиями. Почему невысока цена на печенье и пряники? Дело в том, что в составе этой продукции гораздо меньше импортных ингредиентов, чем, например, в шоколаде, который содержит их более чем на 50 процентов себестоимости. Поэтому печенье, пряники, вафли подорожали совсем немного. Люди как покупали нашу продукцию, так и будут покупать. Главное, не терять качество.

– Какие планы на будущее?

– Задумок много. Мы уже приготовили проектно-сметную документацию на установку автоматизированной линии. То есть работать людей на производстве будет меньше, а продуктивность – выше. Но, сразу уточню, сокращения не будет, так как вырастут и объемы. К тому же мы можем увеличить и ассортимент продукции. В последнем проекте мы запустили в производство вафельные трубочки. Для этого приобрели оборудование в Австрии.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top