Внесценический персонаж

29 марта 2018
0
1578

Ему не рукоплещет зал в конце спектакля, не преподносят цветов и не вызывают, как режиссера: «На сцену!». Но в каждом успехе творческого коллектива театра есть и его доля аплодисментов и благодарности зрителей. Работа директора театра всегда остается «за кадром». И это правильно, считает руководитель драматического театра имени Островского Юрий Александрович Зеленцов. Потому что если о нем не вспоминают, значит в театре все хорошо: тепло, уютно, красиво, зрителей полный зал, актеров вызывают овациями. Потому что он – та «невидимая рука», которая управляет театральным «оркестром». И слаженность этого «оркестра» во многом зависит от того, насколько умело им управляют.

Его рабочий день начинается в семь-восемь утра. А заканчивается часто вместе с окончанием вечернего спектакля. Известное выражение «театр начинается с вешалки» – не метафора. В театре все должно быть на высоте, потому что театр – это храм искусства, считает Юрий Зеленцов.

Он пришел на эту должность в тяжелом двухтысячном году. Возглавить театр, в который не ходит зритель, полуразрушенный в те годы в буквальном смысле – здание перестраивали, и переносном – актеры разбегались – мог только человек смелый и решительный. И тот – кому театр вообще и этот конкретный театр – по своей сути небезразличны.

– В этом театре, после того как пришел с фронта, в оркестре играл мой отец. Тогда не было фонограмм, и во время спектаклей играла живая музыка, – говорит Юрий Александрович. – Отец музыкант, играл на трубе. В те годы в Уральске была очень хорошая школа духовой музыки.

Он и сам получил музыкальное образование, а в театр, где работал отец, мог ходить в любое время и смотреть любые спектакли.

После школы год работал слесарем в горгазе, потом служил в армии. Когда в части узнали, что солдат играет на трубе, взяли в военный оркестр. После армии поступил в Уральский пединститут имени Пушкина, окончив, год работал заведующим школой-интернатом в совхозе им. Жданова. А потом стал самым молодым деканом самого «молодого» факультета педагогического института.

– Тогда, в 70-е годы, в институте открыли новый факультет – общественных профессий, как дополнение к филологическому. Дело в том, что работники культуры ехать в села не хотели: там не хватало заведующих клубами, руководителей кружков художественной самодеятельности –
театральных, танцевальных, музыкальных. А выпускники пединститута были обязаны два года отработать «по направлению». И поэтому решили студентам филологического факультета давать дополнительную специальность клубного работника. И действительно, в те годы сильно поднялась художественная самодеятельность в сельской местности. Ведь клуб там был центром культурной жизни.

На должности декана факультета общественных профессий Юрий Александрович проработал двенадцать лет. Потом директором Дома культуры железнодорожников, который уже вскоре стал лучшим не только в городе, но по всей железной дороге. В конце 90-х годов театр им. Островского остался без директора, и Юрий Зеленцов согласился его возглавить. Наследство ему досталось тяжелое. Начал он с решения хозяйственных проблем.

– В театре холодно, актерская труппа распалась, денег нет, декорации сделать не из чего, зал полупустой. Доходило до того, что снимали занавеси с окон и шили из них костюмы для актеров. Тогда, в конце 90-х – начале 2000-х говорили, что всё: театр умер, театральное искусство больше никому не нужно, – вспоминает Юрий Александрович.

Оксана Малуша (ныне главный режиссер театра) признается, что в то время она часто плакала от бессилия и невозможности что-то изменить.

– В здании шла бесконечная стройка, казалось, что театр доживает последние дни, – вспоминает она. – Пришел Юрий Александрович, и сразу стало понятно: хозяин. Не прошло и года, как стройку закончили, театр преобразился. Юрий Александрович сам контролировал строительство, вникал во все детали, вплоть до мелочей, – говорит Оксана Михайловна.

Параллельно с решением множества хозяйственных проблем нужно было решать творческие: определение репертуара, подбор актеров… И это было сложнее, чем ремонт, интерьер, финансирование…

– Чтобы люди пошли в театр, там, прежде всего, должно быть тепло, уютно и красиво. Чтобы их встречали с улыбкой, и чтобы спектакль был интересный, – говорит Юрий Александрович. – А для того, чтобы спектакль понравился зрителю, нужны талантливые актеры.

Опыт работы хозяйственника у него был. И с художественными руководителями самодеятельных ансамблей он работал.

– Но одно дело – Дом культуры и художественная самодеятельность, другое – профессиональный театр и профессиональный творческий коллектив. Набор актеров – самый сложный вопрос, – замечает Юрий Александрович, называя главным залогом успеха театра хороший актерский состав.

И здесь все снова упиралось в суровую прозу жизни.

– Людям, прежде всего, нужно жилье. У нас есть четыре комнаты в семейном общежитии и две служебные квартиры – спасибо акимату. По договору, после трех лет работы, актер имеет право приватизировать это жилье. Такое коварное условие. Иногородние актеры, как только приватизируют – сразу уезжают.

Тогда решили набирать не заезжих «гастролеров», а своих, местных – уж эти-то никуда не уедут. Приходила в театр на профессиональную сцену молодежь из детской театральной студии «Волшебная рампа».

– Берем молодых, отправляем на учебу в Самару, они возвращаются – актерское мастерство намного выше, – отмечает Юрий Александрович.

– Юрий Александрович образованию придает большое значение, поощряет, направляет молодежь – всех помог выучить, у наших актеров высшее образование, – радуется главный режиссер Оксана Малуша.

В последние годы репертуар театра Островского очень разнообразный – и в отношении жанров драматургии, и авторов пьес. Кто и как подбирает репертуар, из чего исходят руководители театра и участвует ли директор в подборе репертуара?

Главный режиссер театра Оксана Малуша отвечает, что в творческий процесс директор не вмешивается, но участие принимает: вместе обсуждают, какие спектакли на какие темы поставить.

– Мне повезло: в творчестве у нас полное доверие, никаких указаний я не получаю. Юрий Александрович у нас – председатель художественного совета театра. Как режиссеру мне созданы все условия для работы.

Мое замечание, что директор театра все-таки больше хозяйственник, и человек по роду своей деятельности, наверное, далекий от искусства, для него главное – выполнить госзаказ – вызывает возмущение режиссера:

– Как это далекий от искусства?! Юрий Александрович прекрасный музыкант и разбирается в театральном искусстве! – говорит она. – Мы всегда и во всем с ним советуемся.

Зеленцов работает директором театра почти двадцать лет. Изменения за эти годы произошли огромные. О собственных заслугах в этом Юрий Александрович скромно умалчивает, говорит, хорошо помогает акимат.

– У нас теперь собственные автомобили, автобусы, так что ехать на гастроли, везти декорации есть на чем. В здании установили калориферы, и в зале, и на сцене тепло. Финансирование – из бюджета, а все, что зарабатываем, тратим на собственные нужды: материал для декораций, для костюмов. Костюмы, которые попроще, шьем сами, некоторые заказываем в ателье. И главное, у нас не бывает пустых залов. Наш театр – лучший в республике. План по премьерам, спектаклям, количеству зрителей выполняем. Ездим на гастроли, где нас уже знают, хорошо встречают и тепло принимают наши спектакли.

При Зеленцове в театре был открыт музей. В нем фотографии актеров нашего театра, столичных знаменитостей, приезжавших в Уральск, старые афиши… На одной из фотографий молодой Олег Табаков, который в конце 70-х годов великолепно сыграл на сцене нашего театра роль алкаша в спектакле «А поутру они проснулись…». Юрий Александрович жалеет, что многое не сохранилось, было потеряно…

Часто руководители творческих коллективов жалуются, как трудно найти подход к каждому, наладить дисциплину, изжить тот порок, который почему-то считается простительным для людей творческих – пьянство. Но, по словам Оксаны Михайловны, директор театра сумел найти нужный тон – деловой.

– Пришел на работу – эмоции в сторону. Юрий Александрович в принципе не любит никаких темных делишек, подлости, интриг, сплетен, зависти. Он настоящий мужик, человек слова. Сказал – сделал. Твердый, но в то же время очень чуткий. Никого не оставит в беде.

Минувшей осенью, когда в городе зарядили проливные дожди, встретила знакомую, работающую в театре, и та пожаловалась, что рабочие, которые ремонтировали крышу здания, бросили работу, и теперь вода течет внутрь так, что им приходится подставлять ведра. Директор вместе с театром был в это время на гастролях в Атырау. Признаться, я тогда подумала: «Завтра же об этом напишут на сайтах городских газет». И ошиблась – не успели. Узнав об этом ЧП, Юрий Александрович примчался в город, и «дождь» в театре прекратился, как по мановению волшебной палочки. Какие там пришлось пережить хлопоты, претензии к строителям, даже, кажется, обращение в суд – он объяснять не стал. Это для него обычная рутинная работа.

В драматургии есть такое понятие – внесценический персонаж. Это герой пьесы, который на сцене не появляется, но может играть в ней ключевую роль. В каком-то смысле директор театра – такой внесценический персонаж. Его не видно, но без него не состоялся бы спектакль.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top