Театр – моя жизнь

17 апреля 2014
0
3920

Директором Казахского драматического театра назначен Куаныш Амандыков. Привыкать к новому руководству коллективу не пришлось, так как Куаныш Сайлаувич проработал в театре 17 лет. Театралы знают его запоминающиеся образы. В репертуаре актера 15 главных ролей. Самые яркие – Махамбет и Калигула.

– Куаныш Сайлаувич, расскажите о себе.

– Я родился в Каратобинском районе, поселке Коскуль. Окончил школу и передо мной, как перед другими моими одноклассниками, встал вопрос – куда пойти учиться? Я пребывал в раздумьях.

С юношеских лет пишу стихи, поэтому мечтал связать свою профессию с творчеством. Хотел набирать знания там, где меня бы учили красиво говорить, правильно и последовательно излагать свои мысли, думать. Где было бы много литературы, стихов, разговоров об искусстве. Поэтому взвесив все, свой выбор сделал в пользу института культуры имени Даулеткерея, режиссерский факультет. Нам преподавали замечательные педагоги: Гульнар Джакупова, Айман Куатова, Мурат Ахманов и так далее.

Поэзию не бросил, пишу и сейчас. Неоднократно становился победителем серьезных литературных конкурсов как областного, так и республиканского значения. Поэзия – это часть моей жизни, без нее никуда.

После окончания института, где мы были первыми ласточками, был распределен в Казахский драматический театр, он тогда находился в Доме дружбы народов. Сказать, что был просто счастлив, значит не сказать ничего. Меня переполняли эмоции. Появилась возможность выходить на сцену, общаться со зрителем, «рассказывать» о сокровенном. Театральный зритель – это особая категория людей – думающих, переживающих.

– Вы актер, стали управленцем, не сложно ли вам?

– Директор театра не может быть просто чиновником, в нем должно быть сильно творческое начало. Создание нового спектакля, словно рождение ребенка.

Я не сижу на месте, потому что нахожусь в гуще событий, которые происходят в театре. Вместе с артистами и постановщиками отслеживаю процесс подготовки спектакля на всех стадиях, начиная от приема эскизов и заканчивая генеральным прогоном.

Многие думают, что творческие люди не приспособлены к жизни, не ведают проблем. Это не так. Все мы люди. Со своими желаниями, потребностями, проблемами. У актеров есть дети, семьи, дачи, и со всем этим они справляются также. А то, что я актер и стал директором, то тут, считаю, ничего удивительного нет.

Говорить о том, что у меня получается, а что нет, еще рано, в должности директора всего лишь месяц. Но кое-что уже было сделано и под моим руководством. В конце марта ко Всемирному дню театров мы организовали красочный концерт, с демонстрацией отрывков из известных спектаклей.

Что касается хозяйственной части, то забота о театре мне по плечу. Он – мой дом, и все его слабые места я знаю. Сейчас подумываем о капитальном ремонте.

– Какое место театр занимает на республиканском уровне?

– Уральский Казахский драматический театр один из лучших и это не преувеличение. Ни один крупный фестиваль не обходится без нашего участия. Мы были отмечены премиями и наградами на различных уровнях. Так, к примеру, в прошлом году в Кустанае проходил театральный фестиваль, где мы стали обладателями сразу восьми номинаций, в том числе: «За лучшую мужскую роль», «За лучшую женскую роль», «За лучшую драматургию», «За лучшие декорации» и так далее. Это заслуга всего коллектива, общая работа всех: режиссеров, актеров, художников, костюмеров, технического персонала.

У нас замечательный актерский состав и это главная ценность. Коллектив молодой, но есть и мэтры. Среди них замечательный актер Сердеш Кажмуратов. Он не только играет на сцене театра, но и снимается в кино. Есть и подающая большие надежды молодежь – актер Ербол Есендосов, начинающий режиссер Самал Абуов.

– Поход в театр это праздник. Радует не только работа режиссера и игра актеров, но и декорации, костюмы…

– В нашем театре действительно есть на что посмотреть. Хотя финансирование во все театры поступает одинаковое. Мы не находимся ни на каком привилегированном положении. Живем на деньги, которые нам выделяют, что-то зарабатываем сами. К примеру, принимаем заказы на пошив кулис, изготовление декораций от районных домов культуры, сельских клубов.

Костюмы на самом деле красивые и дорогие. На каждую постановку шьются отдельные, ничего не перешиваем и не переделываем. Самым дорогим по своей стоимости стал спектакль «Қыз Жібек», было потрачено около 3-х млн. тенге.

– Кто является для вас помощником в работе?

– Человек должен в первую очередь надеяться на себя, он должен верить в свои силы и в свои знания. Но без помощников не обойтись, их у меня много. Это в первую очередь главный режиссер театра Мухангали Томанов, я доверяю ему целиком и полностью. Он талантливый человек, грамотный, с особым творческим чутьем. Моя правая рука – Агилаш Батыровна Карабалиева, на ней лежат все заботы по хозяйственной части. Смело могу положиться на моего друга, художника Каира Уразгалиева. Эти люди, в первую очередь, профессионалы своего дела, знаю, они не подведут.

– Что важно для вас в театре?

– Атмосфера. Она должна быть творческая. А еще у людей должна быть уверенность в завтрашнем дне, они должны верить в будущее, иначе никак.

– На какие принципы вы опираетесь в своей работе? В чем ваша сила директора?

– Всё стараюсь делать честно и добросовестно. Я понимаю, что в моих руках судьбы людей с их бедами и проблемами. Готов помогать им, в том числе в решении бытовых вопросов, если они будут добросовестно отдавать себя работе. Нельзя разговаривать с человеком таким тоном, которым он не может тебе ответить. Подчиненный не повысит на тебя голос – и ты не должен на него орать. К людям надо относиться по-человечески, тогда они ответят тебе тем же. В театре нет главных и второстепенных профессий. Мы не сможем обойтись без различных цехов, которые обслуживают спектакли, поэтому здесь нет главных. Мы все единое целое.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top