Татарский расклад

3 апреля 2014
0
1619

Кто такие казаки и откуда взялось казачество? Они имеют тюркское происхождение – к этой точке зрения склоняются историки. Какова роль мусульман, а точнее татар в казачьих формированиях, и почему в XVI-XVII веках официальным языком донского и яицкого казачества считался татарский? Кто такие «дикие гуси»? Эти и другие вопросы интересуют уральцев, инициировавших недавно конференцию «Уральские татары-казаки», вызвавшую бурное обсуждение. Звонки в редакцию побудили к освещению этой тематики более подробно.

«Мы не ставили целью поставить точку в этой теме, поскольку она давно исследуется на разных уровнях, – говорит Марат Багаутдинов, директор музея Габдуллы Тукая, организатор мероприятия, – главная задача – внести ясность, расставить акценты и побудить потомков к изучению своих корней».

Мусульмане среди казаков

«Немало татар, служивших в Уральском казачьем войске, оставили след; их потомки среди нас – Мусаевы, Амировы и другие, – продолжает Марат Рафаильевич. – Однако мало кто знает, что слово «казак» тюркского происхождения. Известно, что грамоты из Москвы волжским и яицким казакам направлялись на татарском языке. И пополнение казачеств в XVI-XVII веках осуществлялось в основном за счет тюркско-татарского народа, чем – великороссов».

Занимаясь изысканиями по данной теме, Максут Утепов, подъесаул «Уральского-Яицкого казачества» из п. Переметное, говорит:

– Казачество вышло из Золотой Орды. Но, согласно традиции российской истории, отрицание азиатчины и происхождение казаков вырваны из исторического контекста. Казакам приписывали самое разнообразное происхождение, но только не тюркское. Этот вопрос почему-то стал идеологическим, то есть историки советской эпохи всячески пытались обосновать, что казаки – это беглые крестьяне, которые поселились на пустовавших землях и сами собой превратились в воинов.

На берегах Яика на протяжении всей истории жили и скифы, и сарматы, и гунны, и половцы. Во времена Золотой Орды эта территория значилась как мангытский юрт, которым правил монгольский военачальник Едыгей по прозвищу Ногай. Отсюда и вышла – после распада Золотой Орды в 1503 году – Ногайская Орда. С тех пор людей, относящихся к мангытским племенам, стали называть ногаями, а впоследствии – ногай-татарами.

– Как в те давние времена сложилась община вольных людей на Яике, никто точно не знает, архивных записей не велось. Однако известно, что в 1591 году первый отряд яицких казаков принял участие в астраханском походе по поимке Марины Мнишек, а также отряд в 500 казаков был первым воинским формированием на стороне царской армии. Загадкой остается и этнический состав, поскольку этому тогда не придавалось значение. Зато сохранились данные, что первыми делегатами от казаков к царю Федору Михайловичу были Ямбулат Чембулатов и Степан Барбоша, то есть на тот момент казачество представляло две общины – мусульманскую и христианскую.

В 1613 году в месте слияния Чагана с Яиком основывается Яицкий городок, где ногай-татары живут обособленной слободой. Помимо города ногаи жили в Кушуме, Скворкино, Янайкино, Чиже-Первой и Чиже-Второй, Мустаевском и других поселках и станицах. В 1630 году из Джунгарии к берегам Яика прикочевали племена халиманов, занявшие территорию между Волгой и Яиком, частично – заволжские степи, получившие на Руси название калмыки. На протяжении 140 лет они жили набегами и грабежами, доходя на лошадях до Симбирска, Нижнего Новгорода. Когда же власти взялись их усмирять и селить в степи воинскими гарнизонами, они подались назад на историческую родину. Какая-то часть из них осела за Волгой и была приписана к донским казакам – калмыцкий округ, другая – к яицкому войску.

– Ногай-татары, стоявшие у истоков зарождения Яицкого казачества, сохраняли свою религию, язык, традиции и образ жизни, и впоследствии официальной властью Российской империи не притеснялись в религиозном отношении, – продолжает Максут Ажмуратович, цитируя книгу А.Добрынина и В.Белугина «Прикаспийские степи» 1905 года издания, – «Интересное явление в Уральском казачьем войске – это казаки-татары. Это рослый здоровый народ с очевидной казачьей выправкой. По общим отзывам, они очень трезвы, честны и надежны. Они всегда находились в повиновении правительству, и причина этого кроется, по всей вероятности, в том, что правительство никогда не вмешивалось в их внутреннюю жизнь и не мешало им исповедовать свою религию – мусульманство».

– В ХVII веке, после образования казачьих войск царским правительством, казаки стали привлекаться во все походы и войны. Официально Яицкое казачье войско основано в 1742 году. Днепровское, Донское, Гребенское и Яицкое считаются природными, то есть эти казачьи общины самообразовались в интервале 1520-1600 годов. А остальные восемь казачьих войск были созданы уже правительством в более поздние сроки 1800-1880 годы, – вносит он уточнение. – В ХIХ веке в эти войска приписывали целыми деревнями. В российской истории есть факт службы целого мусульманского казачьего войска.

О казачьей службе на Урале пишет и Л.Л. Масянов: «Были также полноправными казаками в Уральском казачьем войске татары и калмыки, и были они великолепными казаками. Из татар было даже офицерство, известны имена казачьих командиров мусульман. Войсковые старшины: Узбек Тюняев, Курман Боукаев, сотники: Шамай Тангаев, Абокан Ураев, подъесаул Мурза-Ахмет Искаков, хорунжие: Искандер Тангатаров, Ахметфазыл Акиров и другие.

В 1862 году из 82000 уральских казаков-христиан было 70000 человек – 85%, мусульман – 10200 – 13%, калмыков – 1200 – 1,4%, остальные 250 человек – это казахи-каракалпаки. Казах Искаков командовал пятой сотней пятого полка, а Нуралин – третьей сотней шестого полка уральского казачьего войска. В конце ХIХ века далеко в киргизской степи были два военных укрепления Темирское и Уильское, в котором несли службу уральские казаки. В 1899 году подъесаул Мурза-Ахмет Искаков командовал в Уильском укреплении.

В 1900 году казачье мусульманское формирование возглавлял ахун Абдусалим Ишкулов, в Илецке – Абдугалим Давлетшин, в Сламихинской станице – Губайдулла Галькиев. В ряде станиц функционировали мечети, не говоря уже об Уральске, где при мечети работало медресе.

– Несколько слов хочется сказать о Башкиро-мещерском казачьем войске, – добавляет М.А. Утепов, – которое было создано Екатериной Второй в 1778 году, после подавления Крестьянской войны 1772-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева. Оно активно участвовало во многих войнах России. В 1868 году его расформировали, основная часть вошла в Оренбургское казачье войско – Башкирский округ, а 9-й Башкирский кантон вошел в Уральское войско.


Факты заставляют задуматься

Изучив множество источников и исследования именитых авторов, Максут Утепов сделал весьма интересную подборку сведений, подтверждающих возникновение термина «казаки» и характеризующих деятельность этих людей в разные годы.

Махмуд бен Эмир Вали: в 1430 году, когда в областях Дешт-Кипчак возникли беспорядки, большая часть узбекских воинов (имеется в виду хана Узбека) собралась под сенью знамени Могулистана, к этому народу пристало имя – казак.

Абд ар-Разак Самарканди: некоторые из войска узбекского сделались казаками и, приходя в Мезендаран в 1440-1444 годах, устраивали грабежи и уходили назад.

Устюжанская летопись 1481 года пишет о казаках царя Ногайской орды – Ивака, а Новгородская – 1491 года говорит, что из Казани царь Махмут Еминь послал на поле своих воевод да казаков.

Брокгауз и Ефрон сходятся в одном, что прежние истории производили казаков непосредственно от иногородцев.

Иоганн Миллер, член-корреспондент АН Российской империи: само название «казак» происходит от самоназвания группы тюркских племен, которые именуют себя «киргиз-кайсаками».

Казачий историк Е.Савельев: изначально казаки – это остатки ордынских казаков, которые не присоединились к киргизам, своим соплеменникам, образовавшим свое ханство.

Вельяминов-Зернов: простые татары, казанские, крымские, ногайские, азовские, белгородские, обыкновенно звались казаками и сами себя называли так.

Левшин: большая часть русских писателей полагает, что первые казаки произошли или составились у татар, у них же родилось название «казак», которое и перешло ко всем – бывшим и ныне существующим. Первые казаки казанские Калимет, Урак, Садыр, Агиш – 1492 г. Он пишет: «И приходили татарове ордынские казаки… приходил Темеш – год 1501 июль в 11 день прибыли азовские казаки Угус-Черкас да Карабай».

Карамзин: в 1549 году донской атаман по имени Сары-Азман, именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону. Интересное имя, не правда ли, откуда же оно?

Щепников: Сары-Азман и его казаки – это червленно-ярские татары, потомки половцев. Татары ли, половцы ли или ногайцы – это неважно, ясно одно, это – тюрки.

А.М.Некрасов указывает имена соратников первого донского атамана: Кабан, Татар, Черкес, Ермак, Кабай, Огуз, Така, Лянуш. Согласно преданию, женой Сары-Азмана была дочь ногайского мурзы Иштерека – Сулушаш.

В списке донских атаманов, что в Донском музее в Новочеркасске, первым атаманом донских казаков в 1549 году значится Сары-Азман. После донских казаков появляются днепровские.

Д.И. Яровницкий в качестве первого письменного подтверждения о казаках указывает 1561 год и имена: Аглаберды, Али-Чимбей, Акмолла-Ага, Бокай-Ага, Босан-Али, Джерлы-Ага, Чабан-Ага.


Наталья Жукова
использованы материалы конференции «Уральские казаки-татары»

(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top