Сказка на ночь

22 сентября 2016
0
1543

Как-то стала случайной свидетельницей разговора двух девушек, позднее выяснилось, бывших одноклассниц. Одна работает в торговой сфере, вторая… ну о ней чуть позже. Каждая из них отстаивала свою точку зрения.

– С племянниками не знаем, что делать, так и «торчат» в смартфонах, больше, чем родители разбираются в гаджетах. Книжку не заставишь почитать. Да и ладно, сегодня – век скоростей, технологий. Сама в соцсетях пропадаю часами, этот мир другой – увлекает, волнует, – говорила одна.

– Зря ты так, мне даже обидно за себя. Но дело не во мне, если ребенок не читает, у него бедный духовный мир. Книги развивают речь, воображение, расширяют кругозор.., – она начала рассказывать о пользе чтения, и я решила с ней поговорить, как только ее подруга вышла из автобуса.

– Сегодняшняя молодежь редко читает, с чего вдруг такая любовь? – спросила я.

– Работаю в библиотеке, – улыбнулась собеседница, – в областной детско-юношеской имени Хамзы Есенжанова.

– Тогда понятно. Действительно сегодня трудно оторвать детей от компьютерных игр: «гонки», «стрелялки» занимают все свободное время, и очень трудно перебороть этот интерес, я бы сказала, нездоровый. Что вы, работники библиотеки, предпринимаете в таких случаях?

– Есть много прогрессивных методов привлечения детей к чтению, мы их и применяем, причем они так захватывают, что ребята, записавшись, уже не уходят от нас, – говорит библиотекарь Мария Сапрыкина.

– Со школьниками – ясно, а кто еще под стол пешком ходит, как их приобщить?

– Откладывать взрослые дела и читать им. Ребенку интересно все: сказки, приключения, рассказы о животных, природе и стихи. Сейчас много книг «говорящих» и «поющих», малыши в восторге от них. Особенно нравится, когда читают на ночь. Например, «Сказки Почемучки», сборник «1000 сказок на ночь», книга «Ладушки» в которой собраны веселые считалки, занимательные игры и задания.

Можно не только почитать, но и потренировать пальчики, выполняя упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. Работа с книгой способствует развитию речи малыша, а также расширению его представлений об окружающем мире. В этом поможет книга Кузнецовой «Как мы встречали весну».

– А если ребенок непоседа?

– Наверное, подвижный, активный, но и его можно заинтересовать. Знаете, чем? Поделками. Хорошим подспорьем станут журналы «Маша и Медведь», «Мурзилка», «Барби», «Винни», они вовлекают в творчество, детям нравится делать что-то своими руками. Мы всегда обращаем на это внимание родителей.

А серия книг Слепневой «Книжки-подружки заменят игрушки» поможет через игру-обучение развивать у детей любознательность, доброту. Светлые, жизнеутверждающие скороговорки, загадки, стихи способствуют радостному восприятию окружающего мира. Вместе с героем книги коршуненком Канатиком ребенок познакомится со своей Родиной, символами страны, праздниками.

Прочитав книги современного писателя Олега Роя «Джинглики», «Медовик без меда», «Говорящие часы», ребенок узнает про сказочный мир джингликов – маленьких человечков, попадающих в захватывающие и необыкновенные ситуации.

– «Джинглики», разные «фиксики», «барби», а что, «Колобок», лиса с волком или «Курочка Ряба» уже не интересуют?!

– Отчего же? Вполне любимые, тем более они иллюстрированные. Красочные книжки-картинки с небольшими текстами Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Маршака; сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой» дети воспринимают с удовольствием.

Главное, чтобы чтение носило систематический характер, так как именно в дошкольном возрасте прививается любовь к книгам. В наш век современных информационных технологий ребенок, к сожалению, проводит много времени за компьютером и у телевизора. Конечно, от этого никуда не уйти. И все же необходимо выкраивать свободные минуты-часы для «нужных книжек», где торжествует добро, где жалеют и выпускают жука, жужжащего между рамами, не превращают в боксерскую грушу старого плюшевого мишку, потому что он – «друг детства».

Не думайте, что балуете малыша, читая ему в постели. Эти минуты принесут пользу.

– Иногда ребенок «привязывается» к одной сказке и каждый день просит читать именно ее, новые не хочет.

– Такое нередко случается. Если просит малыш почитать одну и ту же сказку, стишок, надо идти навстречу, поскольку он испытывает радость от любимой книжки. Пройдет время, он подрастет и сам сможет открывать для себя неповторимый и удивительный мир книги. И тогда в один прекрасный день согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентины Берестовой: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти. Прочти, пожалуйста, прочти…», – декламирует Мария.

– Семья – начало всех начал, и если она – читающая, это залог того, что ребенок вырастет грамотным, культурным, всесторонне развитым человеком, достойным гражданином своей страны. Важно как можно раньше привить ребенку любовь к книге. Никто за родителей этого не сделает. Вместо нотаций, почитайте ему книгу, она может ответить на многие его вопросы.

Как писал Сухомлинский: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – заканчивает библиотекарь интервью словами известного советского педагога и писателя.

Беседовала Наталья Жукова
Фото Сергея Быкова и Ярослава Кулика

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top