Российские инвестиции в Казахстан

6 апреля 2017
0
2996

В 2016 году экономическое сотрудничество Казахстана с Россией вышло на новый уровень, и касается это не только торговли. Российская Федерация является крупным инвестором в казахстанскую экономику. Сегодня в нашей стране работают около 6 000 российских компаний.  

Приоритет – несырьевым отраслям

Из-за специфики местной экономики, ориентированной  главным образом на экспорт сырья, основным направлением российских инвестиций долгое время была добывающая промышленность, прежде всего добыча углеводородов. Тем не менее российский бизнес активно работает в Казахстане и в других направлениях – космических технологиях, мирном использовании  атомной энергии, обрабатывающей промышленности,  транспорте, машиностроении, телекоммуникациях, банковском секторе.

По мере развития программ импортозамещения в РФ и форсированной индустриализации в Казахстане российские инвестиции в несырьевые отрасли экономики растут.

По приведённым  в газете «Central Asia Monitor» (2016 г, №44) со ссылкой на источник «Ритм Евразии» данным, общий объём  прямых  российских инвестиций в Казахстан в 2005-2014 гг. составил 9,1 млрд. долларов. Среди крупнейших инвесторов – компании нефтегазового сектора, прежде всего «Лукойл», «Газпром» и «Роснефть».

Всего же в РК инвестируют более 20 крупных российских компаний, включая «Интер РАО ЕЭС», «Русал», «Росатом», «Вымпелком», «Банк ВТБ», «Внешэкономбанк», «Мечел», «Северсталь», «КамАЗ», «АвтоВАЗ» и другие.

По мере формирования Евразийского экономического союза и развития сотрудничества в несырьевых отраслях начинает расти доля среднего и малого бизнеса. По словам торгового представителя РФ в Казахстане Александра Яковлева, особый интерес у него вызывают инновационные разработки, стимулируемые казахстанскими властями.

«Лукойл»  раздвигает горизонты

Крупнейший российский инвестор – «Лукойл» – работает в республике с 1995 года, участвуя в нескольких добывающих проектах и в «Каспийском трубопроводном консорциуме». При участи  «Лукойла» осваиваются месторождения Тенгиз и Королевское в Атырауской области (ТОО «Тенгизшевройл», 5% акций), Карачаганак в ЗКО («Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», 13,5%) и Кумколь в Кызылординской области (АО «Тургай Петролеум», 50%).

«Лукойлу» принадлежат 12,5% Каспийского трубопроводного консорциума – первого на территории наших двух стран магистрального частного трубопровода, предназначенного для транспортировки казахстанской нефти к Чёрному морю. КТК пролегает от месторождения Тенгиз через Атыраускую область Казахстана и четыре региона России – Астраханскую область, Калмыкию, Ставропольский и Краснодарский края до Новороссийска, откуда нефть танкерами экспортируется в Европу.

Изначальная пропускная способность трубопровода составляла 28 млн. тонн в год. Однако этот объём довольно быстро был исчерпан, и с 2011 года начались работы по расширению пропускной способности КТК до 67 млн. тонн в год. Для Казахстана трубопровод стал основной транспортной артерией, позволяющей ему экспортировать главный источник средств пополнения бюджета.

В 2001-м «Газпром» и «КазМунайГаз» создали совместную компанию «КазРосГаз», основной сырьевой базой которой стало одно из крупнейших в мире Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение. Его запасы оцениваются в 1,2 млрд. тонн нефти и 1,3 трлн. кубометров газа.

С 2007 года «КазРосГаз» с помощью механизма встречных поставок начал обеспечивать газом внутренний рынок. Российский, узбекский и туркменский газ, потребляемый приграничными областями страны, замещается такими же объёмами казахстанского газа, поставляемого на экспорт.

«Русал» реализует в Казахстане проект по добыче каменного угля на разрезах «Богатырь» и «Северный» в Павлодарской области. С казахстанской стороны акционером созданного для разработки этих разрезов ТОО «Богатырь Комир» является группа компаний «Самрук-Энерго». Добываемый уголь поставляется на тепловые электростанции Казахстана  и России. Собственником 50% Экибастузской ГРЭС-2 в Павлодаре, которая работает на этом угле, является «Интер РАО ЕЭС».

Станция вырабатывает около 12% всей производимой в республике электроэнергии, снабжая ею не только казахстанские, но и российские предприятия, включая космодром «Байконур».

АвтоВАЗ нам поможет

В последнее время наши страны делают ставку на проекты в обрабатывающей промышленности, стремясь снять «сырьевое проклятие» и нарастить долю экспорта продукции высокой степени переработки.

В Усть-Каменогорске реализуется крупнейший российско-казахстанский проект по созданию автосборочного предприятия «Азия Авто Казахстан» стоимостью около 500 млн. долларов. С российской стороны в нём участвует «АвтоВАЗ», а с казахстанской – ТОО «Бипек Авто Казахстан».

На первом этапе завод  будет производить 60 000 автомобилей в год с возможностью расширения выпуска до 120 000. В качестве перспективных рынков рассматриваются не только сам Казахстан, но и соседние среднеазиатские республики, Монголия, государства Закавказья. Завод будет производить такие модели, как «Lada Granta» и «Lada Kalina», а в будущем – «Lada Vesta» и «Lada XRАy». Запустить производство планируется в третьем квартале 2018 года.

Электровоз вперёд летит… 

Объектом российских инвестиций стало и транспортное машиностроение. В декабре 2012 года «Казахстанские железные дороги», французская машиностроительная компания «Alstom» и российский «Трансмашхолдинг» торжественно открыли в Астане новый завод по производству электровозов стоимостью 50 млн. евро. В церемонии  его открытия принял участие президент страны Нурсултан Назарбаев.

Проектная мощность предприятия составит 100 локомотивных секций (50 двухсекционных электровозов) в год. Производство будет  осуществляться  в основном из российских комплектующих.

Экономическое присутствие России в Казахстане сегодня гораздо больше формального объёма прямых иностранных инвестиций. Крупные российские компании нередко предпочитают финансировать свои зарубежные проекты через офшоры,  в связи с чем их инвестиции юридически становятся зарубежными.

Помогают российскому бизнесу и старые хозяйственно-технологические связи, благодаря которым экономики двух стран до сих пор тесно связаны в плане и транспортной инфраструктуры, поставок энергоносителей и т. д. При этом ЕАЭС, создание которого пришлось на острую фазу экономического кризиса, пока ещё не успел принести свои плоды в виде увеличения российских инвестиций. За ними – будущее.

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top