Обитель знаний

8 декабря 2016
0
2000

Для человека это весьма почтенный возраст, но и для школы 80 лет – солидный период. За эти годы 7-я школа дала знания тысячам выпускников.

Официально её существование начинается с 1936 г., – с того времени, как было построено превосходное для той поры, но также работающее и в нынешнее время (в этом здании сейчас находится школа №36), когда в этом здании зазвучали голоса учеников и учителей. Но школа существовала и ранее: из архивных материалов автор материала узнал, что оказывается уже в 1919 г. была Губернская школа №7: в Государственном архиве Западно-Казахстанской области бережно хранят документы, – я прикасался к небольшим листам, сантиметров 8 на 10, синей тетрадной обложки, на которых чернилами расписаны зарплаты учителей того года: 13 рублей, 14. Поистине бесценные реликвии. 1919-й год, шла Гражданская война, но школа работала.

В документах школы 1928 г. есть приказ о направлении учеников-переростков (второгодников?) в сельскохозяйственную артель, где вчерашние ученики работали и приобретали навыки жизни, но отнюдь не оказывались без внимания старших.

80-летие школы можно разбить на два равных периода: с 1936 до 1976 г. – восьмилетняя располагалась в старом здании, и с 1976 по нынешний, в новом здании. Поскольку автор учился в восьмилетке, то более подробно будет описано то, что узнано и в архивной тиши и то, что прочувствовано самим. 7-я была построена в отдалении от проезжей части, а позади здания располагался пришкольный участок, на котором разбили огород. Весной и осенью учителями ботаники проводились здесь наглядные уроки. Забегая вперёд скажу, что потрясающим учителем ботаники и педагогом была Екатерина Титовна Афанасьева. Она, кроме преподавания в школе, также возглавляла в первой половине 70-х годов городскую методическую комиссию. Кстати, из отчета гороно за 1968 г. автор узнал, что в городе лишь одна школа №7 имела учебно-опытный (!) земельный участок. И это заслуга Е.Т. Афанасьевой.

В.А. Баев

Справа от школы была спортивная площадка, в теплое время уроки физкультуры проходили на ней, а зимой – в тёплом спортзале, но не только. Как только устанавливался снежный покров, все ученики брали школьные лыжи и отправлялись в Перевалочную рощу. Бежали по крепкой лыжне, вьющейся между лесными колками, ныряющей в неглубокие овраги и поднимающейся на невысокие, но холмы. Уроки физкультуры были спаренные, и времени хватало и на дорогу к роще, на бег, и на возвращение в школу. Нас учил Владимир Николаевич Галянин, подтянутый, как пружина, и умевший сумасшедше «крутить солнце» на турнике, фанатично влюблённый в спорт и преданный ему. Он был постоянно занят: ремонтировал обширный спортивный инвентарь: зашивал баскетбольные и волейбольные сетки, чинил крепления лыж, клеил камеры мячей, но нравом был крут: те, кто мешал проводить занятия, рисковали получить затрещину – бывало и такое.

Десятилетие шло за десятилетием – школа, как и любой формирующийся, растущий организм набиралась сил.

Б. С. ЧебаковВ 1967 г. имелись: слесарная мастерская, столярная, а также замечательная библиотека из 5054(!) книг. Имелся 1 телевизор, 3 фильмоскопа и даже одна швейная машинка: на ней девочек учили шитью. Слесарное дело вел Дмитрий Михайлович Кудренко, а столярное – Константин Дмитриевич Осипов. Оба фронтовики, замечательно знающие и передающие нам свой предмет. Люди они были пожившие, и поэтому снисходительные к нам и прощающие нас за всевозможные проделки и иногда юношеское неповиновение.

Кроме того школа была радиофицирована: во всех классах установлены радиодинамики, которые иногда оживали, и мы узнавали последние школьные новости школы: достижения, поздравления с праздниками и приказы администрации. Было настоящее ощущение диалога и это окрыляло.

Имелся в школе превосходный, хорошо оснащенный приборами физический кабинет. Заслуга в его создании принадлежит тогда еще преподавателю математики и физики, а в дальнейшем директору школы Емельяну Евстафьевичу Усову. Помимо того, что он был прекрасный преподаватель, он блестяще проводил уроки физики, был абсолютно терпим ко всевозможным нашим, далеко не безобидным, шалостям: мы портили приборы, были упрямы и не всегда послушны, – он никогда не только не повышал голоса, но даже и взгляд его не суровел. Его терпение, как пояснила наша дальнейшая жизнь, оказалось едва не главным из преподанных нам уроков.

Математику вела Нона Илларионовна Бесхлебнова – абсолютный профессионал. В школе она пропадала с утра до вечера: помимо занятий, вела математический кружок.

Замечательным педагогом и учителем английского языка была Луиза Михайловна Пак – элегантная, она входила в класс, и начиналось чудо – чудо понимания учеником учителя.

Лучшим учителем самых юных, с 1-го по 4-й класс, была Нина Сергеевна Рабцевич. И сейчас документы скупо, но красноречиво свидетельствуют о том, что в её классе была стопроцентная успеваемость и все дети уверенно переходили из класса в класс.

За 80 лет в школе сменилось не так уж и много директоров. Первым был, согласно приказу гороно №3 от 1.09.1936 г. Н. Красин. Приведу выдержку из того приказа: «…товарищ Красин Н. назначается директором Н.С.Ш. №7 и распределителем кредита». В войну и после войны школа была предельно перегружена, и поэтому занятия (из отчёта о работе за 1951-1952 гг.) работала в три смены: занятия начинались в 7-30 утра, а заканчивались в 8-30 вечера. Если учесть, что в здании работала еще и вечерняя школа рабочей молодёжи, то можно легко себе представить, как непросто было поддерживать помещения в должном порядке: в архивных документах имеются обращения администрации школы в гороно о том, чтобы вечерняя школа была «выселена» из здания, так как «вечерние» ученики срывают газеты со стен и портят имущество.

В 50-е и 60-е годы школу возглавлял А.В. Иванов. Его сменил в этой должности Е.Е. Усов. Они представляли «старую восьмилетку», но в 1976 г., расположившись на обширном участке, новый школьный комплекс, СШ №7, озвучился детскими голосами. Преображённая школа под тем же номером 7 продолжила свою работу. Её возглавил Василий Андреевич Баев. Это – опытнейший, с широчайшим кругозором руководитель, уверенно растил и учеников, и учителей, и административный персонал. В девяностые годы Баева сменил Борис Сидорович Чебаков. Он провёл школу через сложные девяностые годы, с их дефицитом и непростым финансированием. Коллектив в то время не покинул ни один учитель. Они выдержали устроенный им жизнью экзамен.

В настоящее время среднюю школу №7 возглавляет Виктор Алексеевич Протасов. Поскольку ученики, как и прежде, не только участвуют, но и побеждают в предметных олимпиадах, уместно говорить об умелом управлении.

Автор: Михаил Жуков
Фото Ярослава Кулика и из архива школы

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top