Неподъёмный вопрос

31 июля 2014
0
1428

Лифты являются потенциально опасными производственными объектами, которые требуют к себе соответствующего отношения. У них обязательно должен быть хозяин. С предприятиями, имеющими такие подъемные устройства, вроде все понятно, они – их владельцы. А кто является владельцами лифтов в жилых домах повышенной этажности? Ведь их тоже необходимо всегда содержать в исправном состоянии и обеспечивать безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания. В идеале ответственность за эти работы, за ремонт должны нести лица из числа ИТР. Они обязаны обладать соответствующей квалификацией и пройти аттестацию согласно требованиям действующих законодательных актов РК в области промышленной безопасности.

В Уральске часть лифтов (около двухсот) принадлежит жилищно-коммунальному управлению города, остальные – жильцам домов. Некоторые председатели кооперативов собственников квартир выполняют требования закона, но их, к сожалению, не много. В тех же домах, где работа КСК пущена на самотек, людям приходится действовать на свой страх и риск: они собирают общие собрания жильцов, выбирают старших по дому или подъезду, и эти люди затем взваливают на себя непомерные заботы по налаживанию лифтового хозяйства.

– У нас, – говорит директор предприятия «Уральсклифт» Б.В. Деев, – часто забывают о том, что лифт – это такое же инженерное оборудование, как и водопровод, канализация или система отопления, что он является неотъемлемой частью здания и поэтому подлежит сохранности и ремонту так же, как все вокруг. Если самим жильцам это не под силу, то они должны заключить договор со специализированным предприятием. Ведь это их собственность, и они сами должны позаботиться о комфортных условиях своей жизни. Но КСК не имеют права быть в таких случаях сторонними наблюдателями, они несут ответственность за весь жилой комплекс.

Раньше, в советское время, были твердые нормы оплаты по техническому обслуживанию лифтов, причем количество подъемников, закрепленных за механиком, зависело от его квалификационного разряда, значение имели и модификация, и «этажность» лифта, расстояние между этими устройствами. Обговаривался четкий перечень работ и по ППР (плановому предупредительному ремонту) с расценками на каждую выполняемую операцию. В настоящее время, в виду отсутствия таковых норм, часто приходится с трудом отстаивать у председателей КСК сумму, указанную в договоре на обслуживание лифтов. Их главный аргумент: а почему у других «услугодателей» дешевле? Порой, действительно, цены на этом рынке услуг бывают очень низкие, а значит, нетрудно догадаться, что и работы производятся с низким качеством и не в полном объеме, необходимом для нормальной, безопасной работы лифтов. В основном так поступают предприниматели, не имеющие собственной материально-технической базы. Кроме директора и бухгалтера да пары рабочих на таком, с позволения сказать, предприятии никого больше нет. Сломался лифт – туда выезжает кто-нибудь из этих горе-спецов для того, чтобы «толкнуть» его в работу любым способом. Такие лифты, по признанию Б.В. Деева, напоминают ему «наркоманов», которые, получив свою дозу, продолжают работать, пока очередная поломка снова их не обездвижет. А дальше – опять вызов «мастера», очередной толчок (доза)… И так продолжается до тех пор, пока все это не закончится большой бедой, чьей-нибудь гибелью…

С государственными предприятиями еще проще, ведь они ежегодно выходят на портал в поисках дешевого поставщика. И тот, кто выжимал из лифта последние «соки» в предыдущий год, в будущем году обычно уже не откликается, пусть, мол, другие восстанавливают. Отсюда не только сокращение сроков службы лифтов, но и случаи травматизма и даже гибели людей… А самая главная на сегодня проблема у живущих в высотных домах – это сбор денег за пользование лифтами. Платят из рук вон плохо.

Другая проблема – лифты, отработавшие свой срок или близкие к этому, их в областном центре много. Нужно проводить их тщательное обследование, в том числе металлоконструкций методом неразрушающего контроля. Это достаточно дорогое удовольствие, а главное, до сих пор непонятно, кто и за чей счет это должен осуществлять.

Но выход все же есть.

Несколько лет осуществляется в республике госпрограмма по модернизации ветхого жилья, в том числе и у нас в области. Казалось бы, надо скорее всем подключаться к этому важному делу, пользуясь предоставленной государством возможностью. Многие в своих домах хотели бы поменять подъемные устройства на новые, более современные. Но КСК и тут проявляют пассивность. Как будто это их совершенно не касается. Они даже не проводят с людьми разъяснительные беседы по этому вопросу.

– Наше предприятие, – говорит директор «Уральсклифта» Б.В. Деев, – могло бы успешно участвовать в реализации упомянутой программы. Мы имеем возможность устанавливать и монтировать лифты нового поколения с энергосберегающим оборудованием, с электронными ключами доступа для пользования лифтами, с отдельным электросчетчиком и т.д. Все это для жильцов, например, девятиэтажного дома обойдется примерно в шесть миллионов тенге. С рассрочкой выплат на многие годы. Было бы только у людей желание…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top