Место притяжения

30 октября 2014
0
898

А. Лежнина с экспонатамиВыступать на Всемирном форуме татарской молодежи, где собрались представители из 25 стран, – честь. Альфия Лежнина в качестве делегата от Казахстана и Средней Азии рассказывала о работе молодежных объединений в нашей стране и этнокультурном Татарском центре в Уральске, значимым звеном которого является музей Габдуллы Тукая.
Сегодня мы беседуем с самым молодым председателем ЭКЦ в республике.

 

– Альфия Николаевна, я нисколько не преувеличу, сказав, что практически все общественно значимые мероприятия в нашем городе, не обходятся без участия ОО «Татарский культурный центр».

– Трудно не согласиться, – улыбается она. – Видите ли, все дороги ведут в… музей великого татарского поэта Габдуллы Тукая, что невольно подстегивает нас в своей деятельности. Мы принимаем самое активное участие во всех городских праздниках и мероприятиях областной ассамблеи народа Казахстана, помимо этого проводим и свои, в частности, Сабантуй. В прошлом году здесь состоялся республиканский, приезжал президент Татарстана Рустам Минниханов.

И, кстати говоря, символ республиканского Сабантуя – белый конь – был передан другому городу, однако же в этом году праздника такого уровня не было.

По области насчитывается чуть больше 8,5 тысячи татар, около трех тысяч – в городе. Ну, а активистов где-то человек 50, оно и понятно, все заняты: кто-то работает, кто-то учится.

– В августе Вы ездили в Казань на Всемирный форум татарской молодежи.

– Он проводится через каждые два года, и я принимала участие в его работе четвертый раз. В этом году было 600 представителей из 25 стран. Мой доклад посвящался возрождению истоков, традиций, были и другие интересные темы, презентовали проекты, нанотехнологии, современные методики по изучению языков.

А до этого был Международный форум татарской молодежи в Уральске с участием лидеров из Башкирии и Татарстана, где обсуждались темы: «Религиозное воспитание», «Молодежь и политика», «Молодое поколение в бизнесе», осуществлялся культурный обмен, проводились мастер-классы. В это время меня здесь не было, уезжала на 1-й форум татарских женщин в Казань. Крупное мероприятие, затронувшее вопросы эмансипации женщины, гендерной политики – с одной стороны, и ее истинное предназначение как матери, хранительницы семейного очага – с другой. Остались незабываемые впечатления от встреч с выдающимися женщинами со всего мира, проявившими себя в разных направлениях. Бесспорно, такие форумы полезны для прекрасной половины человечества, они вдохновляют и вселяют веру в собственные силы.

Радует, что на подобных форумах мы все чаще слышим татарскую речь.

– Кстати, о языке – главном носителе культуры любого народа. Насколько татары владеют им? И как обстоит дело с государственным языком? – спрашиваю я, замечая у собеседницы Благодарственное письмо от акима области Нурлана Ногаева за вклад в развитие языков.

– Чисто татарских семей практически нет, поэтому у нас работает воскресная школа по изучению родного языка. На базе СОШ №20 обучаются учащиеся начальных классов и среднее звено, и две группы – старшеклассники, студенты и работающие, кому за сорок лет – непосредственно в центре, всего 45 человек. Уроки интегрированные, всегда проводится аналогия татарского языка с казахским, они же оба тюркские. Очень много схожих слов, достаточно бывает заменить всего одну букву. К примеру, «ложка» на татарском языке звучит как «кашык», а на казахском – «қасық». Преподаватели опытные, от души делящиеся знаниями: Майя Редровна Герасимова и Халида Халимовна Хусаинова. Двадцать лет этому отдала Нажия Махмутовна Тухватуллина, сейчас она в совете старейшин нашего ЭКЦ и областной ассамблеи.

– Выходит, она была в числе тех, кто стоял у истоков татарской общины?

– Да, этим людям надо отдать должное. В 1989 году мы были зарегистрированы как культурно-просветительское общество, а в 2003-м стали ОО «Татарский культурный центр». Возрождением татарской культуры, традиций озадачился Рустам Тугушев и Разак Абдрахманович Абузяров, им помогали Нажия Махмутовна и ее супруг. В разное время председателями были Мясоутов, Утеулина, Тенешева. Дольше всех возглавлял ЭКЦ Ришат Увалиевич Хайруллин, предприниматель и депутат областного маслихата, внесший большой вклад в развитие центра и музея. В мае этого года он передал свои полномочия заместителю, то есть мне, к слову, работающей здесь с 2006 года.

– Помимо праздников проводятся еще какие-то мероприятия, направленные на сплочение и взаимопонимание представителей разных этнических групп, проживающих в Приуралье?

– Конференции, семинары, диалоги на различные темы. Недавно в стенах культурного центра мы проводили «круглый стол», посвященный Дню духовного согласия, куда приглашали имама Красной мечети Кажымукана Гильманова. Не секрет, что повсюду ведется пропаганда нетрадиционного ислама, и подрастающему поколению необходимо разбираться в этом. Отрадно, что молодежь все чаще заходит в мечети, церкви, ищет ответы на злободневные вопросы. Дважды я была на совете областной ассамблеи народа Казахстана, проводимом совместно с управлением по делам религии, где акцентировали внимание на то, что нет квалифицированных теологов, в штате только шесть специалистов. Вопросами религиоведения занимаются обычные учителя, прошедшие курсы квалификации, этого недостаточно. Молодежь должна четко ориентироваться, что такое суфизм, ваххабизм, суннизм и так далее. Думаю, что здесь поддержку могли бы оказать волонтеры.

Нередко мы бываем в доме инвалидов с концертами, в которых участвует наша фольклорная группа «Ялкын» – «Пламя», состоящая из 15 человек. Почему именно она, а не «Яшлек» – «Молодость» или «Кубялякляр» – «Бабочки», к примеру? Потому что жильцам так называемого дома престарелых ближе по духу люди зрелого возраста, у них много общего – взгляды на жизнь, мораль, и часы, проведенные вместе, благотворно сказываются на здоровье и настроении тех и других. Кстати, инициатором встреч в доме инвалидов является татарский ЭКЦ, поддерживаемый Молодежным творческим центром. Мы привозим туда еще книги, журналы, газеты.

Ежегодно устраиваем Тукаевские чтения в доме-музее, в сквере у памятника Тукаю, а далее эстафета переходит в библиотеки им. Хамзы Есенжанова или Жубана Молдагалиева.

– Какие планы на ближайшее время?

– Намечаем выезды в районные татарские этнокультурные центры. Они есть в Федоровке, Дарьинском, Переметном, Чингирлау, Таскале, и работают параллельно с нами. Готовимся к отчетному концерту, как правило, он проходит в преддверие открытия музея, в десятых числах декабря, на сцене русского драматического театра.

Планируем возродить и волонтерское движение, поручив это нашему молодежному крылу. Чего уж греха таить, ежегодно перед 9-м Мая все начинают суетиться, бегать к ветеранам с цветочками, подарками, а надо оказывать им внимание круглый год. На базе ЭКЦ есть ветераны войны, тыла, труда; надо собрать полную информацию о них, чтобы молодежь знала историю, судьбы этих людей, хорошо бы издать буклет.

Замечу, наша работа проводится не эпизодически, а постоянно и системно. У нас есть дом, куда приходят поделиться радостью и бедой, где выслушают и согреют, а еще – замечательная библиотека с литературой не только на татарском языке.

Будем и дальше расширять контакты. Как-то из Казани приехала женщина, раньше она жила здесь, и подарила музею две собственноручно расписанные тарелки по мотивам сказок Тукая. Приятно, не скрою. Из Костаная мужчина преподнес книгу с произведениями Тукая, переведенную его отцом Мирзагали Курмановым на казахский язык. До сих пор у нас были только переводы Кадыра Мырза Али. По ней студентка Западно-Казахстанского гуманитарного университета готовит дипломный проект. Другая девушка, Гульдария Сапарова, также активно работала в нашей библиотеке и заняла второе место в городском конкурсе в номинации «Историческое наследие не имеет цены».

С каждым годом музей обретает все большую популярность. Нам повезло больше других: детские и юношеские годы Габдулла Тукай провел здесь, Уральск стал городом становления его как поэта. Обращение к памяти, возрождение прошлого – заслуга нашего гуру, как я называю Разака Абдрахмановича Абузярова, председателя Евразийского центра, профессора ЗКГУ им. Утемисова.

Значимость Татарского культурного центра возросла с приходом Ришата Увалиевича Хайруллина. Благодаря подвижнической деятельности этих людей, мы имеем сегодня замечательный сквер, памятник Тукаю, музей, Красную мечеть, отреставрированный фасад дома Галиаскара Асманова, дяди поэта, правда, в последнем случае нам помог еще и Татарстан, но главное, что все это в комплексе и представляет своего рода большой музей под открытым небом. Надеюсь, мы достойно продолжим их добрые начинания.

Сабантуй. Президент РТ Рустам Минниханов и аким ЗКО Нурлан Ногаев

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top