Как живые!

12 марта 2015
0
2864

Здесь можно сфотографироваться с Горбачевым, пожать руку Элвису Пресли, попросить благословения у Папы Римского и даже украдкой пощупать самую большую женскую грудь в мире. В областном краеведческом музее открылась выставка восковых фигур из Петербурга «Легенды и знаменитости».

В жизни они никогда бы не собрались вместе: исторические личности, актеры, герои фильмов, сказок, легенд, баек и анекдотов. И не только потому, что жили в разное время. Чарли Чаплин с Веркой Сердючкой на одном гектаре бы не сел. А тут – ничего. Ленин, правда, почему-то за сердце держится, наверное, мировая революция в опасности. Но, так и кажется, что сейчас скажет: «Вы, батенька, троцкист и оппортунист». А Сталин – спокойный, уверенный в себе, как будто только что уговорил Черчилля Второй фронт открыть. Или нет – так он выглядел то ли на Ялтинской, то ли на Потсдамской конференции.

Ой, а это кто, с пятном на лысине, сияющий самодовольной улыбкой? А это же наш последний генсек млеет от обилия американской любви. Наверное, только что сдал все, даже то, чего у него не просили, и, заметьте, бесплатно – от всей широты своей души. Сейчас проедется по улицам Вашингтона под восторженные крики: «Горби, Горби!», а потом будет в телевизоре своему оголодавшему народу часами мямлить про консенсус и экономную экономику. А в компании с ним великан Ельцин, тоже улыбается, страшно довольный, как будто только что с танка слез. Видно, сейчас начнет оркестром дирижировать, а может, и «Калинку» спляшет на потеху Клинтону и всему миру. А когда он исполнит великую мечту Запада и развалит Советский Союз, его полюбят еще больше. Потом любовь растает в тумане льдинкою и оставит одни только военные базы у самых границ бывшей великой державы.

Правда, об этом посетителям выставки не сообщается – сами должны знать. А вот о том, что у Ельцина не было двух пальцев на левой руке, и что его младенцем чуть не утопил священник в купели, – говорится. Пальцев действительно нет.

Все эти исторические личности в буквальном смысле пигмеи рядом с фигурой Петра Первого, который, кстати, и привез из Европы собственную голову, вылепленную из воска, а заодно и технологию изготовления восковых фигур.


Начало искусства воскового портрета в России относится к 1698 году, когда, возвратившись из первого путешествия за границу, Петр I привез для Потешной палаты, в числе особых «раритетов и куриозностей», свою собственную восковую голову, а также семь бюстов участников Великого посольства 1697-1698 гг. В очередной раз, возвращаясь из Европы, Петр приезжает уже с мастером – Бартоломео Растрелли, который занимался архитектурой и скульптурой. Из всех его работ до наших дней сохранился в Эрмитаже бюст Петра, заключенного в латы, и его маска, сделанная посмертно.


Организатор выставки Андрей говорит, что фигуры максимально приближены по параметрам и всем анатомическим особенностям к оригиналу. Вот только одесский карлик Витька-школьник, все-таки ростом явно больше, чем сообщается. Этот Витька, если верить текстовке, настоящая шпана: его маленький рост одесские воры использовали для отвлечения внимания во время своих криминальных дел. Витька играл роль потерявшегося малыша: плакал и сосал соску. Вокруг него собирались сердобольные одесские «тети Сони», хором ругавшие непутевую мамашу, потерявшую дите, а им в это время одесские воры «чистили» карманы. Когда представление заканчивалось, Витька вынимал изо рта соску, доставал из кармана бутылку водки, пил, закуривал и ругался матом. Женщины в ужасе разбегались, не сразу обнаружив пропажу своих кошельков.

По словам Андрея, в Петербургском музее – около пяти тысяч восковых фигур. Но увидеть их все даже в Питере невозможно – они все время разъезжают по городам и весям, все выставки – передвижные. Перевозят всех этих знаменитостей в специальных контейнерах в разобранном виде – руки, ноги, голова. В Уральск на этот раз привезли пятьдесят фигур, в небольшом экспозиционном зале нашего краеведческого музея поместились только сорок шесть. Восковые фигуры довольно капризны, им нужна определенная температура, и организаторы выставки договорились с дирекцией музея, чтобы в зале было не так жарко. Но, кажется, лысина толстяка Бастера Симкиуса (в жизни он весил больше тонны) уже покрылась капельками пота. Но самое страшное для этих фигур, говорят организаторы выставки, это даже не температура, а пыль. От пыли они разрушаются. Поэтому обязательна ежедневная влажная уборка в помещении. Вообще, восковые фигуры живут намного меньше своих оригиналов – не больше сорока лет.


Каждый восковой персонаж, наделенный индивидуальностью, приобретает черты психологического портрета сильного эмоционального воздействия. По свидетельству некоторых научных сотрудников Санкт-Петербургского исторического музея восковых фигур, работавших над выставкой «История государства Российского (от Ивана Грозного до наших дней)», восковые персоны, действительно, окружают мистика и тайна. Так при размещении в экспозиции фигуры Ивана Грозного постоянно взрывались осветительные приборы и осколками было ранено несколько рабочих. В зале, где находилась персона княгини Голицыной, фрейлины Екатерины II, ставшей прототипом Пиковой дамы в произведении А. Пушкина, постоянно происходило нечто необъяснимое.


Для детей на выставке есть персонажи сказок и мультфильмов. Вот Старик со своею Старухой и сам Пушкин неподалеку.

– Мы учитываем разную аудиторию и подбираем фигуры так, чтобы было интересно и взрослым, и детям, – говорит Андрей.

По его словам, делают эти фигуры известные скульпторы, но свои имена просят не разглашать. Оно и понятно – не столько творчество, сколько коммерция.

Встречает и провожает всех с выставки очень выразительная несчастная голова, выглядывающая из бочки. Так в средние века наказывали пьяниц – сажали в бочку и весь день возили по городу. Народу в назидание.

Выставка продлится до 20 марта.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top