Этот мир придуман не нами

2 июня 2016
1
1875

(Продолжение. Начало в №19, 20)

Иголка в стоге сена

Предварительные итоги первого этапа поиска внеземного разума были подведены на симпозиуме по этой проблеме, прошедшем в 1981 году в столице Эстонской ССР – Таллине. Но предметом обсуждения его участников из СССР, США, стран Европы была вовсе не тема НЛО в духе последних изысканий и сенсаций мировой уфологии, а разработка проблематики ВЦ как продолжение работы предыдущего крупного симпозиума по этому вопросу – Бараканского (о нём рассказывалось в предыдущем номере – А.С.).

С. ЛемНа Таллинском симпозиуме большое внимание привлекло выступление американской исследовательницы Дж. Тартер. Она выполнила интересные оценки: построив в координатах направления поиска – частота сигналов – чувствительность приемника мысленный «стог сена», содержащий «иголки» космических цивилизаций (КЦ), показала, что к настоящему времени исследована лишь 10 в минус 17-й степени часть объема этого «стога». Значит, пока нет оснований для огорчений, что мы якобы во Вселенной одиноки.

Но переверните эту страницу и задумайтесь вот над чем: выполнив эту работу, вы затратили больше энергии, чем ее приняли из космоса радиотелескопы всего мира за время наблюдений. Этот пример привел однажды академик В. Гинзбург. Если бы существовали сверхцивилизации с энергопотреблением громадным даже по космическим масштабам, этот факт не ускользнул бы от наблюдателей.

«Стог сена» Тартер не содержит сверхцивилизаций. Там могут быть КЦ, энергопотребление которых не столь разительно отличается от нашего, а среднее расстояние между ними скорее всего не меньше нескольких сотен световых лет. Но чтобы обнаружить такие цивилизации, нужны новые исследования!

Сложившуюся ситуацию профессор Иосиф Шкловский оценил как наше «практическое одиночество» во Вселенной. Этот наблюдательный факт получил и другое название – «астросоциологический парадокс», «цивилизационный» или «ноокосмический вакуум».

Одну из первых попыток осмыслить эту ситуацию предпринял ещё Константин Циолковский. Он исходил из предположения, что примерно в том виде, как мы её сейчас знаем, Вселенная существует неограниченно долго. Поэтому разумная жизнь имела достаточно возможностей, чтобы превратиться в мощный фактор развития Вселенной.

Почему же высокоразвитые космические цивилизации не дают знать о себе на Земле? Циолковский предположил, что они рассматривают нашу планету как некий заповедник, в котором разумная жизнь должна самостоятельно пройти длительный и сложный путь становления с тем, чтобы по достижении определенного достаточно высокого уровня развития получить доступ в космическое сообщество («Великое кольцо» цивилизаций, как предположил известнейший писатель-фантаст Иван Ефремов! – А.С.). По мнению Циолковского, высшие КЦ в ограниченных пределах допускают такой путь самостоятельного развития разумной жизни, чтобы предотвратить опасность возможности вырождения разумных существ.

В свете современных научных данных оказалось неверным основополагающее для концепции Циолковского предположение о бесконечной длительности существования Вселенной и высших космических цивилизаций. Достаточно, однако, сравнить этапы эволюции земной цивилизации (возникновение первых цивилизаций, промышленная эволюция, начало НТР – научно-технической революции) с временами космической эволюции, чтобы не спешить выбрасывать взгляды Циолковского из арсенала современных представлений о внеземном разуме.

Совершенно с противоположных позиций объяснил астросоциологический парадокс радиоастроном Всеволод Троицкий. Он предложил учесть, что биологическая эволюция – процесс длительный, инерционный. На этом основании некоторые участники Таллинского симпозиума предположили, что наша цивилизация возникла в Галактике одной из первых. То есть землянам следует подождать какой-нибудь миллион лет – по космическим меркам это секунда – другие цивилизации достигнут технологической фазы, и у нас появятся собеседники.

Как понимать молчание космоса?

Суммируя выступления участников симпозиума в Таллине, их мнения по проблеме поиска внеземного разума, в том числе поиска радиосигналов искусственного происхождения, и высказывания по этой тематике доктора физико-математических наук, профессора Леонида Лескова, можно объяснить феномен молчания космоса следующими причинами:

1. Планетный катастрофизм. Космические цивилизации закономерно возникают повсюду во Вселенной, но в процессе техноэволюции быстро приходят к гибели (атомная война, загрязнение природной среды и т.д.)

2. Космический катастрофизм. Гибель биосферы планет в результате космических катастроф – вспышек сверхновых звезд, столкновений планет с астероидами и кометами, прохождений планетных систем через плотные газопылевые облака, экранирующих тепловую энергию звезд – «аналогов» Солнца.

3. Молодость Вселенной. Космические цивилизации должны закономерно возникать на определенном этапе эволюции Вселенной, однако сейчас мы находимся в начальной стадии этого этапа и наша цивилизация возникла одной из первых.

4. Интенсивная эволюция цивилизаций. Цивилизации возникают закономерно, но их энергопотребление ограниченно. Поэтому их развитие носит в основном автономный характер. Дальнейшие работы в конечном итоге обязательно приведут к обнаружению других цивилизаций, хотя заранее невозможно указать, сколько усилий и времени потребуется для решения этой задачи. По мнению Л. Лескова, такая интерпретация астросоциологического парадокса сегодня представляется наиболее обоснованной.

«Привет» от Калдера

В 1980 году на теле- и киноэкраны вышел советско-польский художественный фильм «Дознание пилота Пиркса», снятый по рассказу классика мировой научной фантастики Станислава Лема «Дознание».

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса»

В фильме и рассказе идет речь об использовании в длительных космических полетах человекоподобных роботов, которые внешне практически ничем не отличаются от людей. Роботы-«люди» не боятся страшных перегрузок, перепадов температур и могут успешно выполнять полетное задание в условиях полной разгерметизации корабля. Стоимость одного человекоподобного робота сопоставима со стоимостью современного стратегического бомбардировщика.

Опытный пилот Пиркс (актёр Сергей Десницкий) получает предложение возглавить экспедицию на корабле «Голиаф» к Сатурну для испытания… нового типа экипажа. В него включены как люди, так и роботы, но отличить одних от других невозможно. Если роботы покажут себя с лучшей стороны, то перед ООН будет поставлен вопрос об их серийном производстве. В ходе полета взбунтовался второй пилот – человекоподобный робот Калдер (актёр Збигнев Лесень). Он сорвал запуск одного из зондов, затем проигнорировал приказы Пиркса при прохождении колец Сатурна, увеличил скорость корабля, создав страшные перегрузки: при них нельзя было произнести ни одного слова.

Пиркс молчал. Это молчание Калдер принял за коварство Пиркса и начал действовать как человек, встав и попытавшись отключить предохранители. Тогда бы люди на корабле погибли и на Землю «Голиаф» привели бы роботы.

Огромным усилием воли Пиркс отдает приказ другому пилоту совершить ещё один рискованный маневр, в результате чего Калдер не дотягивается до предохранителей и погибает от разрыва своей конструкции… Один из героев фильма так и говорит, что не хотел бы лететь с «этими монстрами» и тем более оказаться их противником.

Можно вспомнить рассказы о роботах замечательного чешского писателя Карела Чапека и многих других авторов. Но у Лема и авторов фильма проблема искусственного разума затронута не только в человекоподобном, «белково-механическом», но и максимально приближенном к нашей действительности аспекте! Не верите?

Журналист Соломон Шульман в своей книге «Инопланетяне над Россией» (Москва, 1991 г.) пишет о том, что работы по созданию человекоподобных роботов уже ведутся в секретных лабораториях некоторых стран. Кем же будут новые создания – нашими друзьями или врагами? Не передаст ли нам пилот Калдер из уже близкого будущего свой зловещий привет?!

Иосиф Шкловский полагает, что искусственные разумные существа будут значительно более долгоживущими, чем естественные. Ведь старение организмов вызвано, по-видимому, постепенным накоплением различных нарушений в «печатающей» схеме ДНК-клеток. Эта «схема» с течением времени как бы «стирается». Но вполне вероятно, что искусственные «матрицы» ДНК можно сделать гораздо более прочными и стабильными.

Искусственный разум, как новый космический фактор, был предметом обсуждения на Бараканском симпозиуме по внеземным цивилизациям.

Шкловский тогда подчеркивал, что возникновение искусственного разума наверняка является высшим этапом развития материи во Вселенной. Основные этапы этого развития можно представить в виде последовательности: неживая эволюционирующая материя – живая материя – естественные разумные существа – искусственные разумные существа. И вот к какому выводу приходит Иосиф Шкловский:

«Похоже, что эра естественных разумных существ может быть сравнительно кратковременным переходным этапом в развитии материи во Вселенной. Например, уже сейчас очевидно, что они малопригодны (или, точнее, совсем непригодны) для серьёзной колонизации космоса и весьма длительных космических полётов. «Нормальная» эволюция жизни на Земле такие ситуации, конечно, не могла предусмотреть. Ничего «обидного» для живых мыслящих организмов в этом факте мы не усматриваем».

(Продолжение следует)

Планета Сатурн

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top