Экранопланы: ещё не вечер

18 августа 2016
0
2482

В середине 60-х годов прошлого века американские разведывательные спутники засекли в Каспийском море поразительный объект. В Пентагоне смекнули, что в Советском Союзе испытывают новое оружие: не то корабль, не то самолёт-ракетоносец. Британский еженедельник «Джейн», сообщающий о новинках военной техники разных стран, писал: «Гигантская советская крылатая машина, использующая влияние близости воды, с размахом крыльев 40 метров, длиной более 90 метров, проходит испытания в Каспийском море. Они начались в 1965 году. Экраноплан имеет скорость около 560 километров в час».

Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок»

Крылатые «спутники» Ростислава Алексеева

Составители еженедельника не ошиблись. Аппарат, о котором сообщалось, был действительно экранопланом гигантских размеров весом более 400 тонн! Недаром американские стратеги назвали аппарат «каспийским монстром».

Работа над ним велась в строжайшей тайне, имя главного конструктора не называлось. Между тем оно было широко известно, но в связи с постройкой целого пассажирского флота на подводных крыльях: «Ракет», «Метеоров», «Спутников». Речь идёт о замечательном человеке Ростиславе Евгеньевиче Алексееве. Именно он ввёл в научный оборот термин «экраноплан». Во всём мире его так и произносят, без перевода, как слово «спутник». Экранопланы были чисто советской, «Алексеевской» идеей, хотя эффект экрана был открыт ещё на заре авиации. Однако создать достаточно надёжный экраноплан, тем более столь огромных размеров, до Алексеева не удавалось никому.

Ростислав Алексеев заинтересовался экранопланами ещё в конце 1950-х годов, когда выяснилось, что скорость 100-150 км/ч – предел для подводных крыльев. Чтобы преодолеть этот скоростной барьер, следовало поднять корабль из воды, заставить его лететь низко над её поверхностью – экраном – на высоте 3-4-х метров. Опорой для такого летающего корабля служил бы слой сжатого воздуха под крылом, возникающий при быстром движении, – так называемая динамическая воздушная подушка. Она делает экранопланы гораздо экономичнее и грузоподъёмнее обычных самолётов.

Задумывая свои воистину удивительные аппараты, Алексеев видел в них в первую очередь военные корабли: транспортные, десантные, ракетоносные. Идеи Ростислава Алексеева нашли поддержку у Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва. На разработку больших экранопланов были выделены большие средства, построены уникальные стенды и исследовательские лаборатории, организовано мощное конструкторское бюро.

На базе в Чкаловске прошли испытания более 1 000 моделей летающих кораблей. Первый опытный экраноплан весом три тонны, разработанный в 1961 году, имел пару несущих крыльев. Схема оказалась неудачной, и Алексеев отказался от неё, выбрав другую, самолётную, с одним коротким крылом и высоким хвостовым оперением.

Этот 550-тонный, до сих пор никем не превзойдённый, аппарат Ростислав Евгеньевич назвал кораблём-макетом, сокращённо «КМ», подчёркивая, что эта машина ещё опытная.

У острова Чечень 

Именно об этом корабле-макете и писал еженедельник «Джейн». Британский справочник был близок к истине, когда приводил примеры «каспийского монстра». Корпус его, напоминающий фантастическую рыбину, имел длину 92 метра, высоту от днища до вершины хвоста 22 метра, размах крыла – 37,6 метра. В носовой части корабля на пилоне были установлены восемь стартовых турбореактивных двигателей. Они обеспечивали взлёт тяжёлой машины. На хвостовом оперении стояли ещё два двигателя, тоже турбореактивных, маршевых, предназначенных для полёта.

Экраноплан-гигант был спущен на воду в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) в марте 1966 года и около месяца шёл на буксире по Волге к Каспию. Как объект сверхсекретный, его вели с отстыкованными крыльями и накрытым маскировочной сеткой. Шли только по ночам, а днём останавливались в укромных местах.

Испытательной базой стал безлюдный остров Чечень у западного побережья моря вблизи Каспийска.

В первый полёт 18 октября 1966 года Алексеев вывел экраноплан сам. Произошло это ранним утром, на рассвете. Заревели двигатели, и экраноплан помчался вперёд, оторвался от воды и полетел вперёд на высоте нескольких метров, как и было задумано. Начались регулярные испытательные рейсы этих машин над Каспийским морем и сушей.

Да, сушей. Ведь их десантная модификация – «Орлёнок» – позволяла высаживать десант и над земной поверхностью.

Вообще экраноплан при скорости до 500 км/ч был машиной манёвренной и закладывал такие виражи, при которых конец крыла почти касался воды.

Ростислав Алексеев

«Орлята» учатся летать

Один из очевидцев полёта «каспийского монстра» вспоминал: «Наш баркас был уже недалеко от берега, когда со стороны моря стал нарастать рёв моторов. Мы увидели, что к нам стремительно приближается непонятное железное чудовище – то ли самолёт, то ли корабль, мчащийся низко над водой. Мы растерялись и оцепенели от ужаса. Куда двигаться – к берегу, а, может, обратно в море? Когда нас разделяло метров 100, громадина, заложив крутой вираж, стала поворачивать в сторону острова. Казалось, что крыло его вот-вот врежется в волны. Но нет – вода под ним будто прогнулась, чудовище выровнялось и продолжало свой ход к суше».

На государственных испытаниях Алексеев передавал управление экранопланом профессиональным лётчикам. Это была ошибка: управление экранопланом имело свои особенности, ошибки могли привести к серьёзной аварии и даже к катастрофе. И такое случилось 24 августа 1964 года во время испытаний экраноплана СМ-5. В море поднялся сильный ветер, лётчики решили взлететь повыше, над волнами, но, оторвавшись от экрана, машина вдруг потеряла устойчивость, спикировала в воду и погубила пилотов. Резко набирать высоту было ни в коем случае нельзя! Стало понятно, что управлять экранопланами должны не просто лётчики, пусть даже асы, а специально подготовленные пилоты.

Новый экраноплан – «Орлёнок» был построен в 1972 году. Он также с виду напоминал самолёт, но был значительно меньше «каспийского монстра» и создавался как десантно-транспортный корабль. Загружаться он мог, выходя на берег. Тогда «белужий» нос корабля вместе с кабиной экипажа откидывался в сторону и в просторный отсек экраноплана свободно въезжала боевая техника.

Надёжность что надо! 

Ростислав Алексеев работал самозабвенно, почти без отдыха, презирая житейские блага. Трудности же подстерегали его на каждом шагу. Именно с «Орлёнком» произошёл случай, который сильно повлиял не только на будущее экранопланов, но и на судьбу их гениального создателя.

Был ноябрь. После шторма в море гуляли волны, полёт требовал от экипажа предельного внимания. На борту экраноплана находились около 40 человек: испытатели, в том числе Алексеев, и члены технической комиссии во главе с заместителем министра судостроительной промышленности.

Корабль уже выполнил несколько заходов, когда стали отрабатывать посадку поперёк волны. Пилот сделал это так резко, что материал корпуса не выдержал удара о воду, приборы в рубке моментально отключились. Алексеев выглянул в верхний люк, затем молча сел за штурвал и на глиссировании (скольжении по водной глади) повёл машину, коротко бросив: «На базу!»

Уже на базе, выйдя из экраноплана, все ахнули: у корабля не было… кормы, она оторвалась при ударе о воду. Ростислав Алексеев сказал тогда то ли в шутку, то ли всерьёз: «Кормы лишились, а дошли. Вот это надёжность!» Однако в Москве, в министерстве, посмотрели на эту аварию иначе. Вывод был сделан категорический: экраноплан недостаточно прочен, а значит конструктивно недоработан. Авария стала отличным предлогом осадить слишком уж, по мнению некоторых чиновников, самостоятельного и своевольного конструктора.

«Лунь» – гроза авианосцев

Под предлогом освобождения от административных забот Алексеев был снят с должности начальника Центрального конструкторского бюро. В его подчинении остались два конструкторских отдела. Затем Ростислава Евгеньевича перевели на ещё более скромную должность.

Последней разработкой Алексеева стал ударный экраноплан «Лунь» весом свыше 400 тонн, дальностью действия 2000 км при грузоподъёмности 140 тонн. На палубе этого корабля были установлены шесть контейнеров со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», каждая размером с истребитель МИГ-21. На каждую такую ракету могли устанавливаться ядерные или фугасные боевые части массой до полутонны! Такие машины при появлении их в мировом океане могли бы вывести из строя все американские авианосцы.

Ростислав Евгеньевич не дожил до испытаний своего летающего ракетоносца. Он скончался от тяжёлой болезни 9 февраля 1980 года в Горьком на 64-м году жизни.

Финансирование разработок экранопланов после смерти Алексеева значительно сократилось, снизились темпы работ. Построенные корабли, в том числе и «Лунь» ржавели на Каспии.

Уже после смерти Алексеева на основе ударного экраноплана «Лунь» был разработан летающий корабль «Спасатель», предназначенный для оказания помощи при морских катастрофах. Однако и он так и не был построен.

Работать, а не хныкать! 

В российской прессе с подачи противников Алексеева участились пессиместические публикации о том, что экранопланы – «тупиковая ветвь», «ошибка дилетанта» и так далее… А вот американцы думали иначе. Воспользовавшись неразберихой в российском политическом и военном руководстве в середине 90-х годов, они добились разрешения побывать в Каспийске и собственными глазами наблюдать полёт «Орлёнка». Заокеанские спецы были поражены: экранопланы – новое слово в транспортном и военном деле. Вот бы и Штатам заиметь такую технику!

В одном из технологических институтов США в знак уважения к гению Ростислава Алексеева красуется его большой фотопортрет. Американцы много лет бьются над созданием экранопланов, в том числе военных, но не могут создать второй «Лунь» или «Орлёнок». Однако прогресс в их работах есть. А что же Россия-матушка? Неужели имя Алексеева и его работы будут забыты? Слава Богу, нет.

российских военных кругах и среди некоторых депутатов Госдумы созрело понимание важности возрождения программы строительства ударных экранопланов в свете новой морской доктрины России. Их предполагается использовать как в океанах, в основном в прибрежной зоне, так и на внутренних морях – Чёрном и Каспийском. Даны конструкторско-технологические задания, решаются другие организационные вопросы. Производство ударных экранопланов планируется возобновить в Нижнем Новгороде в 2021 году. Значит, есть всё-таки пророк в своём Отечестве…

И. Сталин, кстати, не только предостерегал от головокружения от успехов, но также любил повторять: «Надо работать, а не хныкать!». Да, кризис на дворе, да, трудно, полно всяких злопыхателей, но это не повод опустить руки и загубить уникальнейшие разработки!

Экранопланы – достояние не только России, но и других бывших союзных республик. И речь в данном случае идёт прежде всего о пассажирских экранопланах, в том числе небольших, экономичных. Такие наработки в Казахстане уже есть. Поэтому история экранопланов не закончилась. Их новая история только начинается!

Экраноплан «Лунь» на испытаниях

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top