Дорога к храму

5 февраля 2015
0
2278

(Окончание. Начало в № 5)

Протоиерей Владимир (Корчажников)

В 1916 году газета «Уральские войсковые ведомости» сообщила, что 19 мая в 1-м Чаганском поселке в ограде местной церкви произошло перезахоронение останков старца Антипия, перевезенных с одного из кладбищ Уральска. Также в газетной заметке отмечалось, что «… Антипий был служитель в св. Палестине… по прибытии оттуда он стал врачевателем… Как врачеватель, он имел популярность».

Мысль о таинственном старце не давала покоя. Почему-то казалось, что Антипий – человек не местный, а приезжий.

Задавшись целью найти сведения о кончине таинственного старца, пришлось просмотреть большое количество метрических книг церквей нашего города, ведь в газетной статье 1916 года было точно сказано, что старец был изначально погребен в Уральске. И главное. Сама смерть должна была быть не многим ранее газетного сообщения. Поскольку само слово «старец» подразумевает человека немолодого, внимательно просматривались записи о смерти немолодых мужчин с именем Антип (Антипа, Антипий).

Просмотрев все метрические книги уральских городских церквей, хранящиеся в Государственном архиве Западно-Казахстанской области, обнаружил только одну запись с именем Антип, подходившую по возрастному критерию.

В Уральском Александро-Невском соборе 15 августа 1906 года произошло отпевание крестьянина Пензенской губернии Саранского уезда Кочкуровской волости села Подлесная Тала Наручкина Антипа Петровича. Согласно записи №27 Наручкин скончался 13 августа от продолжительной болезни в возрасте 76 лет. Антипа Петровича исповедовал, а затем отпевал священник Невского собора Кронид Иеремеевич Скопин.

В августе 2011 года на глаза попалась публикация в Интернете, где исследователем Аллой Нагорской были описаны колокола, находящиеся в звоннице Иерусалимского Александровского храма.

Ее осмотру предстали три колокола, отлитые в России в конце XIX века.

На малом колоколе весом 5 пудов 8 фунтов, отлитом в 1891 году, четко читалась надпись «Старанием А. Наручкина в св. гр. Иерусалим. За здравие Е.В. В.К. Сергея Александровича и палестинского общ». Далее читалось слово «Тюмень».

На среднем колоколе весом 28 пудов 37 фунтов также имелась надпись – «в память коронования государя императора Николая II стараниями члена сотрудн. импер. правосл. палестин. Общ. Антипа Наручкина». Далее из надписи следовало, что отлит колокол в городе Бузулук в 1896 году.

Большой колокол весом 38 пудов 37 фунтов также имел надпись «сооружен стараниями члена императ. палестин. общ. Антипа Наручкина в память царя миротворца императора Александра III…». Этот колокол был отлит в том же году и в том же Бузулуке.

Как видно из надписей, Антип Наручкин навсегда оставил память о себе на земле Иерусалима.

По ходу поступления информации появилась надежда, что старец из 1-го Чаганского поселка и Антип Наручкин, увековеченный в бронзе иерусалимских колоколов, одно и то же лицо.

В 2012 году на сайте Императорского Православного Палестинского Общества мною был обнаружен помещенный там «Список должностных лиц Императорского Православного Палестинского Общества на 1 января 1900 г.». В разделе «Сборщики» указан действительный член общества с 12 ноября 1891 года, благотворитель, сборщик, крестьянин Пензенской губернии села Подлесная Тала Антип Петрович Наручкин.

С приходом Советской власти на уральскую землю тяжелым катком наехало безбожие. Чтобы выжить в этой кровавой суматохе, народу приходилось исполнять приказания власти. Участвовать в погромах церквей, разбивать иконы. Атеизм, хоть и временно, как показала история, взял власть над умами и сердцами чаганцев. Да и только ли их!

В ноябре 1929 года по призыву уральских железнодорожников начали снимать церковные колокола, якобы на нужды промышленности. Казаки Чаганской станицы и Щаповского поселка сдали на приемные пункты 16 тонн цветного металла, снятого со своих церквей. Позднее была разрушена и сама церковь.

Не думали и не гадали чаганские жители XIX века, что храм, построенный ими на народные копеечки, простоит так недолго – чуть более полувека. Как, наверное, тяжело было видеть их детям и внукам разрушение храма! Исчезли последняя защита и последний духовный ориентир.

Но нашлись добрые и честные люди – наши современники, для которых символ веры – Крест, стал одним из главных дел жизни! В душах людей опять звучит: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святой Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь!»

Службы в еще недостроенной церкви начались в 2008 году, а уже 8 августа 2009 года архиепископом Антонием в присутствии епархиального духовенства, строителей и верующих были освящены кресты. В этот же день они были подняты на церковь.

Протоиерей Владимир (Корчажников) начал проводить службы еще в недостроенном храме. С его помощью и его молитвами день ото дня храм становился краше. Не забывалось благоустройство прилегающей территории. Стараниями отца Владимира возле храма были установлены два креста, до ремонта находившихся на уральском храме Христа Спасителя.

Один крест был установлен возле могил священника Хохлачева и старца Антипия. Автором этих строк вместе с уральскими и чаганскими верующими, по благословению Владыки Антония, были облагорожены эти могилы, установлены памятные доски. На второй крест по левую сторону от церкви была установлена памятная доска в память жертв войн и политических репрессий. На алтарной стене храма была размещена доска, с указанием, что на этом месте находилась Николаевская церковь, разрушенная в годы безбожия.

Прихожане на территории высадили молодые деревца.

С каждым днем храм становился краше.

14 декабря 2014 года состоялось Великое освящение храма. Освящение проводил архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний в сослужении с настоятелем уральского Михайло-Архангельского собора архимандритом Феодосием (Курьяновым), благочинным Приурального округа протоиереем Владимиром (Герасим), настоятелем большечаганского Успенского храма протоиереем Владимиром (Корчажниковым), секретарем епархиального управления архидиаконом Василием (Крюковым), клириком Михайло-Архангельского собора иереем Георгием (Лемачко) и диаконом Спасо-Преображенской церкви Уральска Алексеем (Потаповым).

По окончании освящения владыка Антоний совершил Божественную литургию. По ее завершении архиепископ поздравил прихожан и настоятеля храма со свершившимся актом освящения храма. Также собравшихся поздравили начальник отдела внутренней политики Зеленовского района ЗКО Жунусова Талшинай Урынбековна и заместитель акима Кушумского сельского округа Алмурзин Ауган Гарифулаевич.

Когда началась дорога к этому храму и где она началась?

Наверное, первый шаг на этой дороге, он же первый камень в стены, был заложен в душах его подвижников-строителей задолго до самой стройки.

Автор: Владимир Кутищев
Фото автора

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top