Звено в истории
Выдающийся традиционный музыкант XX века, домбрист, артист оркестра народных инструментов, Народный артист Республики, 120-летний юбилей которого отмечается в этом году, Кали Жантлеуов донес до нас дыхание великой эпохи, «золотого века» казахской музыки, наследие и живую традицию Курмангазы и Даулеткерея, Балаймасана, Мамена и Дины.
Кали Жантлеуов
Инструментальная музыка Западного Казахстана, традиция игры на домбре – одно из величайших достижений казахской культуры, её замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Искусство казахского кюя – длящегося состояния (слово кюй переводится как состояние), звуковые вибрации которого подобны космическим вибрациям, всегда поражало слушателя своей поистине вселенской, философской глубиной. Западно-Казахстанская домбровая традиция, вершинами которой в XIX веке было гениальное искусство Курмангазы и Даулеткерея, дошла до нашего времени в исполнительских версиях, передаваемых «из рук в руки». Одним из замечательных представителей этой живой исполнительской традиции был Кали Жантлеуов, подхвативший нить преемственности из рук Мамена, ученика Курмангазы.
Кали Жантлеуов родился в Уральской области, бывшей Букеевской Орде, местечке Кисык камыс / Камыс самар (ныне Жанакала). С 5 лет Кали не выпускает из рук домбру. Учителями мальчика в домбровом искусстве в начале творческого пути стали Алабас и Нуртаза кюйши. Вскоре сам Мамен – выдающийся музыкант, виртуозный домбрист, бывший одним из учеников великого мастера, обратил внимание на Кали, научил его нескольким кюям. Кали сопровождал его в поездках. Поскольку в детстве Кали учился грамоте у аульного муллы, в 25 лет он становится членом аульного совета, а в 1929 году вступает в колхоз.
Новый период начинается в жизни Кали в 1934 году, когда он приезжает в Алма-Ату для участия в Республиканском слете деятелей народного искусства.На слете он завоевывает 1 место, его приглашают остаться в оркестре народных инструментов. В оркестре Кали становится «правовой рукой» Ахмета Куановича Жубанова, художественного руководителя оркестра и дирижера. Долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре. Кали занимается с молодыми домбристами, терпеливо передавая им кюи, обучая исполнительскому мастерству.
Когда открылась Алматинская консерватория и кафедра народных инструментов, Кали Жантлеуова пригласили преподавать по классу домбры. Учениками Кали были такие замечательные музыканты как Шамгон Кажгалиев, Фуат Мансуров, Еркегали Рахмадиев. Классическую традицию игры на домбре Кали Жантлеуов передавал Азидулле Ескалиеву, Каршыге Ахмедиярову, Айтжану Токтаганову, Шамилю Абильтаеву, Абдулхамиту Раимбергенову, Туяку Шамелову.
Творчество Кали Жантлеуова многогранно, он был не только выдающимся домбристом, педагогом-наставником, но и хорошим певцом. Исполнительское искусство Кали включает в себя широкий диапазон стилей. Кали – непревзойденный исполнитель Даулеткерея, народно-профессионального композитора, углубившего философский и психологический диапазон содержания домбровой традиции. Его исполнение кюя «Жигер» по словам А. Затаевича, «музыки совершенно исключительной глубины, пафоса и значительности», до сих пор остается недосягаемой вершиной домбрового искусства. Исполнение кюев Курмангазы и Дины отличается верностью духу первоисточника и виртуозной отделкой деталей. Кюи же Мамена, этого уникального по сложности исполнительского воплощения автора, смогли дойти до нашего времени только благодаря тому, что сам Кали как музыкант не уступал учителю.
Кали Жантлеуов «последний великий представитель букеевской домбровой традиции», по словам А. Раимбергенова. Жизнь и творчество Кали Жантлеуова убедительное подтверждение жизненной стойкости и силы народного искусства, его непреходящего значения для культуры Казахстана.
Балдырган Байкадамова,
Саида Елеманова
Встреча с кюйши
Казалось, что стремительный бег остановился, и все смешалось – стерлись границы между столетиями и сегодняшним днем, миражи средневековья заглядывали в окна многоэтажных домов, вольный степной ветер и летящие тулпары ломали стены современной квартиры…
Кали-ата на своей маленькой домбре творил чудеса. Мы сидели перед ним как завороженные, удивляясь всему – его гордой, величественной осанке, несовместимой с восьмидесятилетним возрастом, его тихой медленной речи, его старчески высохшим смуглым рукам, сохранившим уникальную технику игры. Кали-ата и его домбра, которая как живая, пела, плакала, ликовала, рассказывала нам о событиях, ставших нашей историей.
Звучит кюй Мамена… И Кали-ата вспоминает, что когда-то он так же, как и мы сейчас, бегал слушать игру старика Мамена. Вокруг домбриста всегда собиралось много народу, и он, мальчишка, не мог пробраться сквозь плотное кольцо слушателей к великому кюйши. Он следил за его игрой лишь издалека. А потом, утащив у матери большой ковш, напоминавший формой домбру, натягивал на него струны и пытался воспроизвести чарующую музыку Мамена.
Кюй Дины… Великий тартыс двух учеников – последователей Курмангазы – Мамена и Дины. Это был самый главный урок музыки в жизни Кали.
«Науайы» – народный кюй… Кали-ата говорит: «Когда играю этот кюй, вижу домбру и руки своего учителя – кюйши Тогайбая. Многие годы он странствовал с Маменом, чтобы обучиться искусству великого мастера». У Тогайбая Кали перенял большиство кюев, у него шлифовал технику. Оттачивал мастерство.
Курмангазы. «Адай»… 1934 год. Со всех концов Казахстана в Алма-Ату приехали домбристы, кобызисты, сыбызгисты и танцоры, чтобы участвовать в смотре-конкурсе лучших – тех, кто будет закладывать основы нового казахского искусства.
Даулеткерей, «Жигер»… Сыграв кюй, Кали-ата замер, напряженно вслушиваясь в какие-то далекие, для него одного слышные отзвуки. Очнувшись, он стал говорить о том, что до сих пор нет домбристов, которые бы могли исполнять кюи Даулеткерея так проникновенно, как братья Науша и Махамбет Букейхановы. Только услышав их игру, можно со всей полнотой почувствовать величие гения Даулеткерея.
Кюи, кюи… Каждый кюй – это история, встречи, имена людей. И Кали Жантлеуов находит свои краски для каждого кюя. Его исполнительское мастерство проявляется в совершенном владении инструментом, в умении раскрыть все заложенные в нем звуковые возможности. Исключительной представляется нам сегодня техника его правой руки. От силы и точности кистевого удара во многом зависит и сила звука. Кали очень тонко координирует свои движения, используя почти забытую технику звукоизвлечения отдельными пальцами – первым, вторым, третьим или несколькими сразу. Кроме того, правая рука берет на себя своеобразную функцию педали: прижимая за подставкой локтем струны к деке домбры, исполнитель приглушает звучание инструмента, приподнимая руку и открывая струны, он достигает максимальной громкости. Филигранна штриховая техника (чередование ударов вверх и вниз) и виртуозность левой руки Кали-ата.
Играя кюи Курмангазы, Даулеткерея, Туркеша, Мамена, Аликея, Баламайсана, Дины, Кали Жантлеуов стремится подчеркнуть то особое, что характерно для каждого из них, для каждого отдельного кюя. В его интерпретации сохранены многие детали – штрихи, пальцовка, темповые и динамические нюансы, которые определяют стилевые черты творчества разных кюйши. Сохраняя все наиболее оригинальное и близкое к первоначальному замыслу, Кали вкладывает в кюй и частицу своего таланта, так как его искусство имеет импровизационную основу: Жантлеуов обладает высочайшим чувством меры, которое позволяет ему при сохранении конструкции кюя в целом найти наиоболее совершенную форму, точные, но очень гибкие темповые отклонения, четкую акцентировку. Его варианты кюев Курмангазы «Адай», «Терискакпай», «Байжума», «Акбай», «Алатау», «Кайран шешем», кюев Даулеткерея «Салык олген», «Жигер», «Топан», кюев Туркеша «Конил ашар» и Мамена «Каражан ханым», кюев Баламайсана, Аликея и других легли в основу репертуаров Казахского академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы и многих современных домбристов. И теперь уже трудно представить музыкальную жизнь без этих кюев: они звучат во всех уголках нашей огромной республики.
Кали Жантлеуов воплощает в себе целую музыкальную эпоху. Он относится к последнему поколению кюйши, обучавшихся в традиционных устных формах. Кали, перенимавший кюй «прямо с рук» выдающихся Мамена и Дины, замечательного домбриста Тогайбая, является продолжателем одной из самых блестящих исполнительских традиций – школы Курмангазы. Творчество Жантлеуова стало тем обязательным звеном в истории, без которого была бы невозможна связь прошлого с настоящим. Так, кюй Курмангазы «Адай», благодаря искусству Мамена, Тогайбая и Кали, перешагнул рубеж своего века и в нашем столетии получил второе рождение, став началом творческой биографии оркестра народных инструментов: этим кюем открылся первый концерт коллектива.
Оркестр народных инструментов стал для нас символом казахского народного искусства. Для Кали-ата – он любимое детище. Тридцать лет связывали Кали с этим коллективом. В первые трудные годы становления оркестра Кали Жантлеуов вместе с Ахметом Жубановым, Охабом Кабигожиным, Лукпаном Мухитовым, Наушой и Махамбетом Букейхановым выбирали репертуар, искали и утверждали новые принципы ансамблевой игры, заменяли импровизационность в кюях тщательно отобранным вариантом, осваивали нотную грамоту, закладывая основы казахской профессиональной культуры. В течение долгих часов репетиций выдающиеся мастера учились по-новому думать и играть, учились непосредственного друг у друга.
А дальше биография Кали сливается с биографией оркестра. Репетиции, концерты, гастроли, декады, новые кюи и произведения, молодые поколения исполнителей – все это стало жизнью Жантлеуова. В оркестре Кали становится «правой рукой» Ахмета Жубанова, художественного руководителя оркестра и дирижера, долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре.
В 1942 году в знак признания высокого таланта и труда Кали Жантлеуову было присвоено звание заслуженного артиста Казахской ССР, а двенадцатью годами позже, в 1954 – народного артиста республики.
И еще одна страница музыкальной истории республики оказалась связанной с именем Кали Жантлеуова – история Алма-Атинской государственной консерватории. Он был приглашен в консерваторию в первые же годы создания вуза и стал одним из основателей кафедры народных инструментов. Выбор пал на Жантлеуова не случайно, потому что к середине сороковых годов он, работая в оркестре с молодыми артистами, имел солидный педагогический стаж. И с другой стороны, к этому времени репертуар Кали представлял наиболее полный свод известных кюев, поскольку он включил в него все лучшее, что было у друзей, имел многолетний опыт работы в оркестре.
Жантлеуова-педагога отличают большая выдержка, самодисциплина и высокая требовательность к студентам. Кали-ата вел занятия всегда с домброй в руках, обучая кюям на слух.
Кали воспитал не одно поколение музыкантов. Он обладает удивительной способностью угадывать таланты, и в настоящее время многие из его учеников стали известными музыкантами.
Среди них – народные артисты: Еркегали Рахмадиев, Шамгон Кажгалиев, Фуат Мансуров, Азидулла Ескалиева, Нургиса Тлендиев, Бакыт Карабалина, Каршыга Ахмедияров, Айтжан Токтаганов, Шамиль Абильтаев, Туяк Шамелов и другие.
Сайра Аманова,
Абдулхамит Раимбергенов, музыковеды
(журнал «Искусство Казахстана», 1985 г.)