Здесь поселилось прошлое

23 мая 2024
0
2066

Музеи бывают разные: исторические, художественные, архитектурные, мемориальные, музеи-заповедники, краеведческие. В экспозиции каждого те или иные произведения искусства, определённые достижения эпохи. Но сегодня мы вас познакомим с небольшим, который организован на дому. Музей украинской культуры создала семья Вовк, проживающая в г. Аксае. Хозяйка Алла Васильевна и ее супруг Владимир Петрович на протяжении многих лет собирают предметы старины. Сейчас в коллекции не только украинские предметы быта.

Скажем сразу, организовывать музей у себя дома супруги не планировали, как говорят сами, все получилось спонтанно. Слишком много собрали интересных вещей – мебель, кухонная утварь, самовары, часы… Расставили все в одной из комнат, и стали приходить дети, иногда целыми классами из соседних поселков приезжают. Алла Васильевна интересу только рада. Говорит, и иностранцы заглядывали. Например, посетил музей Петер Ван Велсенс, сотрудник одной из иностранных компаний. В знак благодарности провел небольшую концертную программу, сыграл на саксофоне.

– Увлечение предметами старины у меня с молодости. Я всегда обращала внимание на вещи с историей. Если у кого-то что-то лежало без надобности, просила отдать. Но больше половины из собранного перешло в дар от родственников, – объясняет Алла Васильевна.

Чтобы придать личному музею больше колорита, хозяйка решила поставить в комнате печь-лежанку, как в настоящих избах. Искала примерные чертежи в Интернете, затем специалиста, кто бы мог печь сложить. В итоге нашла, мастер приступил к работе. Алла Васильевна процесс укладки контролировала лично. Печь получилась не только красивая, но и функциональная: если растопить, не только дом можно обогреть, но и кашу сварить, и пироги испечь. Так что многие школьники просят разрешения немного полежать на печи, погреться. И обязательно фотографируются на память.

– С каких предметов именно все началось, я точно не вспомню. В музее много чугунков, один мы с супругом нашли на дороге. Видимо, перевернул его кто-то вверх дном, чтобы, сидя на нем на проселочной дороге, ждать автобуса, – рассказывает Алла Васильевна. – Также в коллекции старинная чугунная маслобойка. Четыре года назад она у нас появилась. Рассказал о ней родственник, хозяин отдавать сразу не хотел. Ему лет 70, а маслобойку он с детства помнит. Но в итоге сдался. Вещь считается особо ценной, если есть на ней клеймо или выбитая дата. На маслобойке клеймо в виде золотой монеты. Скорее всего, ее привезли в эти края в период Гражданской войны и использовали в военно-полевых условиях: для солдат взбивали масло.

Супруги не думали создавать общественный музей краеведения. Хотели лишь сохранить старинные семейные предметы как память. Алла Васильевна считает, что в каждой семье должны быть вещи, доставшиеся от предков, ведь нет ничего крепче родственных связей.

В основном предметы старины достаются музею в плачевном состоянии. Прежде чем пополнять экспозицию, они их приводят в порядок, при необходимости реставрируют.

– Мне доставляет огромное удовольствие дарить старой вещи вторую жизнь. Пылился в сарае старый самовар, позабытый и никому не нужный. Мы его отмыли, начистили до блеска бока. Смотришь на него, и душа радуется. Но юные посетители музея до конца не понимают предназначение тех или иных предметов. А ведь раньше самовар был самым главным в доме, собирал вокруг себя семью и угощал ароматным чаем. С удивлением ребята рассматривают примусы. Я объясняю, как именно на них готовили еду. Природного газа в домах 100 лет назад не было. Удивляются. С интересом рассматривают стерилизатор для шприцов. Понятия не имеют, что когда-то шприцы кипятили и одноразовых вовсе не было. Во время экскурсии завожу старый патефон, ставлю пластинку, и льется музыка из другой эпохи. Ребята слушают, но интереса у них она не вызывает.

Предки Владимира Петровича и Аллы Васильевны Вовк в начале ХХ века прибыли в казахские степи из Украины.

– Были они переселенцами по Столыпинской реформе. Ехали несколько месяцев с семьями и скарбом. Кто на лошадях, а в основном на волах, – рассказывает Алла Васильевна. Новоприбывшие пытались обосноваться в селах по Уралу, но местные казаки предъявили им свои требования: к реке ни приближаться, ни рыбачить. И пришлось переселенцам ехать вглубь степей. Так и появились здесь хутора и села с украинскими названиями: Святодуховка, Александровка, Григорьевка, а колодцы-копанки и пруды до сих пор именуются «криничками» и «ставками».

Сегодня от села Сборное (бывшее отделение совхоза «Акбулакский») в 150 дворов, некогда основанном переселенцами, осталось разве что кладбище с безымянными могилами. В память о предках супруги Вовк и еще несколько семей пару лет назад установили там что-то вроде мемориальной доски.

– Хочется передать внукам частичку того, чем жили наши родители и деды. Чтобы знали об этом не понаслышке, – говорит она.

Супруги Вовк вместе уже больше 50 лет, отпраздновали золотую свадьбу. Рядом с ними живут два сына с семьями, дочь проживает в Чехии. Супруги давно на пенсии, но свободного времени у них нет, всегда заняты делом. Занимаются музеем, есть еще огород. Их дом можно узнать по пышным цветочным клумбам за ажурной оградой и колесу на фасаде – как напоминание, что хозяева прибыли издалека. И здесь же, во дворе, в небольшом домике, увитом виноградом и плетущейся розой, размещается их музей.

Фото из семейного архива Вовк
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top