За други своя…

8 февраля 2024
0
5654

Недавно в музее «Старый Уральскъ» состоялась презентация репринтного издания книги Николая Мякушина об участии уральских казаков в различных военных операциях. Автор и сам участник многих из них.

Николай Григорьевич Мякушин – уральский казак, историк, писатель. Окончил Уральское войсковое училище, Оренбургское юнкерское училище (1878 г.), Офицерскую кавалерийскую школу (1894 г.), служил в лейб-гвардии Уральского казачьего эскадрона. В чине хорунжего участвовал в русско-турецкой кампании. Награжден многими боевыми наградами и золотой саблей «За храбрость».

Один очерк в сборнике – об участии Уральской отдельной сотни казаков в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. Зачем Россия вступила в эту войну?

Болгария, Сербия, часть черногорских и румынских территорий с 1382 года находились под игом Османской империи. Христианское население этих стран облагалось огромным налогом, не могло распоряжаться своим имуществом, не имело никаких прав. Детей могли забирать для работ в империи, и родители не виделись с ними до конца дней.

В конце 19 века в Болгарии и среди христианского населения сербов в Боснии вспыхнули восстания. Особенно жестоко подавлено Апрельское 1776 года. Болгарские села вырезали полностью. Погибли 40 тысяч человек, в том числе женщины и дети. Болгарских женщин насиловали, дома грабили. Картина известного русского художника Маковского «Болгарские мученицы» посвящена этим событиям. Вся Европа возмущалась зверствами. Политику Стамбула осудили писатели Оскар Уайльд, Виктор Гюго, ученый Чарльз Дарвин.

Виктор Гюго во французской парламентской газете писал:

«Необходимо привлечь внимание европейских правительств к одному факту, одному совершенно небольшому факту, который правительства даже не замечают … Подвергнут истреблению целый народ. Где? В Европе… Будет ли положен конец мучению этого маленького героического народа?»

Но Европа, как и сейчас, страданий народов не замечает. Да и нет у них теперь ни Гюго, ни Шарлей де Голей.

Особенно болезненно воспринимало страдания славянских народов российское общество. В христианских храмах собирали пожертвования для помощи беженцам, многие добровольцами отправились на Балканы для защиты единоверцев.

Царское правительство сначала попробовало решить вопрос дипломатическим путем. В 1876-м году на конференции в Стамбуле с участием Англии и Франции Россия потребовала признать автономии Болгарии и Боснии под мировым протекторатом. Но Европа Россию не поддержала, а Османская империя от этого категорически отказалась. (Почти как сейчас с Палестиной).

И в 1877-м году Россия под давлением общественного мнения объявила Турции войну. К которой, вообще-то, не была готова ни в военном, ни в экономическом плане. Сегодня многим не понять воодушевление, с которым русское воинство бросилось на защиту болгар – форсировало Дунай, отстаивало Шипкинский перевал, в метель и пургу переходило Балканский хребет. Многие шли воевать добровольно. Среди них известные врачи Николай Склифосовский, Николай Пирогов, Сергей Боткин, писатели Всеволод Гаршин, Владимир Гиляровский. Александр Пушкин – сын великого русского поэта – был на этой войне командиром 13-го Нарвского гусарского полка.

Боевые действия шли тяжело: не хватало продовольствия, медикаментов, вооружения. Ключевой город Плевну русские не могли взять несколько месяцев.

Знаменитый художник Верещагин в боевых действиях непосредственно не участвовал, но батальные сцены наблюдал и оставил свои воспоминания об этой войне. Вот что он пишет о трудностях взятия Шипкинского перевала и конкретно об уральских казаках.

«Труднее всего, конечно, было проходить сотне уральских казаков, шедших впереди сапер с проводниками: они протаптывали путь по совершенно занесенным снегом горам, ведя лошадей под узцы и часто проваливаясь, увязая в снегу. Командовал уральцами тоже туркестанец, сотник Кириллин. За казаками рота сапер, под командованием адьютанта главнокомандующего, уже правильно расчищала намеченный путь.

Уральские казаки проявили себя при переходе трех штурмовых колонн под командованием генерала Михаила Скобелева, через перевалы Шипки. Тяжелые сильные кони уральских казаков протаптывали дорогу в заснеженных коридорах перевала, а уже за ними следовали колонны пехоты, тянулись артиллерийские обозы и пушки, которым суждено будет дать решающее сражение при турецком лагере Шейнино, после которого откроется путь на Константинополь. Они совершили казавшийся невероятным переход через зимние Балканы, повторив подвиг суворовских богатырей при переходе через Альпы.

Корреспондент английского журнала «Nature» писал, что «казаки замечательно проворны и необычайно смелы, легко вооружены и имеют хороших лошадей».

Главные достоинства казачьего войска – быстрота и натиск – очень пригодились в этой войне. Верные кони и хорошая джигитовка многим спасли жизнь. В бою под Казанлыком во время кавалерийской атаки уральский атаман Кириллов потерял коня, и ему грозила гибель от турецких сабель. Но на помощь ему подоспел бесстрашный урядник Раннев. Он крикнул: «Ваше высокоблагородие, хватайтесь за стремя», и казачья лошадь в карьер вынесла офицера из вражеских рядов.

Художник Верещагин однажды засмотрелся на убитого богатыря-кавалериста, обхватившего шею своего, тоже мертвого коня.

«Широко открытые глаза человека смотрели в небо, глаза же лошади, тоже открытые, любовно устремлены на господина, который последним предсмертным движением успел прижаться к своему верному другу».

Почему-то мне кажется, что этот кавалерист был из уральских казаков.

Генерал Скобелев был беспримерно храбрым, и его любили солдаты. «Я взял себе за правило никогда не кланяться под огнем», – говорил он Верещагину. Он всегда был впереди войска на белом коне в белом мундире, за что его звали «белым генералом». Это тоже был вызов смерти.

После взятия Шипки генерал объехал казаков: «Именем Отечества, именем государя – спасибо, братцы!» – слезы звенели в его голосе. «Трудно передать словами восторг солдат. Все шапки полетели вверх: «Ура, ура, ура!». Верещагин потом изобразил этот восторг на полотне.

Сегодня многим трудно понять этот восторг. Пережили нечеловеческие испытания, оставили в горах десятки погибших товарищей – и даже не за свою землю… Но таков русский солдат.

Уральцы сражались на Шипкинском перевале и у селения Шейново. Участвовали в рейде под Константинополь (Стамбул), в ходе которого разбили неприятельский армейский обоз. По дороге им попадались болгарские селения, разграбленные турками. Уцелевшие жители «высказывали радость самым искренним образом, падали перед нами на колени, целовали полы платья, большинство плакало и кричало: «Да живей, да, живей, царь Александр! » (Да здравствует).

В ходе войны, которая продолжалась 20 месяцев, потери антитурецкой коалиции составили около 140 тысяч человек, из которых 105 тысяч – это русские. Убитые, умершие от болезней либо замерзшие насмерть. Только в зимних боях на Шипке погибло более половины из 6,5 тысячи сражавшихся за этот стратегически важный перевал русских и болгарских воинов. Наконец 3 марта 1878 года в пригороде Константинополя под названием Сан-Стефано (ныне – Ешилькёй), где остановились продвигавшиеся к столице Османской империи российские войска, представители России и Турции подписали мирный договор.

Летом того же, 1878 года, подписан Берлинский трактат. Россия добилась от Османской империи признания независимости Болгарии, болгарам возвращены земли, потерянные ими после османского завоевания. Территория Княжества Болгария теперь простиралась от Охридского озера (расположено на границе Северной Македонии и Албании) до Черного моря. Помимо восстановления независимости и государственности Болгарии, увеличились территории соседних стран – Сербии, Черногории, Валахии и Молдавии.

А что получила Россия в качестве благодарности? Ф.М. Достоевский писал:

«Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись… Может, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации… Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит – Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство». (Дневник писателя, 1877 г.)

Достоевский ошибся только в сроках: беда случилась раньше. Но и в Первую мировую и во Вторую мировую Болгария воевала на другой стороне. А Россия снова освобождала болгар. Иначе Россия не могла. Иначе это была бы уже не Россия.

Каждый год 3 марта в Болгарии поднимают национальные флаги и с воинскими почестями возлагают венки к Памятнику свободы на Шипке, в память обо всех воинах, погибших в борьбе за освобождение Болгарии от шестисотлетнего ига. Скобелева в Болгарии почитают как святого. В Плевне стоят ему памятники, его именем названы улицы. Но уже и эту память стараются осквернить. Как оскверняют сейчас памятники воинам-освободителям от нацизма, погибшим на болгарской земле в конце Второй мировой войны. И возникает вопрос: а зачем русский солдат отдавал за них свою жизнь?

Лучше всего на это ответил военный историк Антон Кресновский, участник французского сопротивления, который умер в Париже в 1944-м году.

«Француз умирал за славу, за белое знамя, за императора и просто – за прекрасную Францию. Англичанин погибал на краю света «за всю большую Британию» и лил во славу старой Англии свою кровь во все моря земного шара. Русский офицер и русский солдат полагали свою душу «за други своя…» И если бы удалось собрать всю кровь, пролитую ими на протяжении веков на полях Германии и Франции, Галиции и Польши, в горах Болгарии и Армении, то единственной надписью на этой чаше могло быть «Не нам, не нам, а Имени Твоему… ».

Это неоконченная цитата из Священного писания. «Не нам. Господи, а ради милости Твоей, ради Истины Твоей». Такими медалями награждали отличившихся на войне с Наполеоном 1812 года и на Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. Такая медаль хранится в музее «Старый Уральскъ».

Не ради выгоды и даже не ради славы воевал русский солдат, донской и уральский казак. А ради правды и справедливости.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top