Все по-настоящему
Руслан Джумахметов, актер и режиссер театра Островского, в июне этого года в третий раз принял участие в работе Лаборатории молодых режиссеров Международной конфедерации театральных союзов, которая проходит в рамках Чеховского фестиваля. И был единственным представителем Казахстана на творческой площадке обмена опытом и поиска новых тенденций театрального искусства.
В этом году фестиваль был посвящен памяти Валерия Шадрина – основателя и первого президента Международной конфедерации театральных союзов, созданной с целью сохранения единого культурного пространства стран СНГ, Балтии и Грузии в начале 90-х годов. В те годы Союз театральных деятелей СССР решили преобразовать в новую организацию – Международную конфедерацию театральных союзов (МКТС) и таким образом сохранить театральное пространство бывших республик, ставших независимыми государствами. Этому способствовал учреждённый Конфедерацией Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. Лаборатория молодых режиссеров, как часть фестиваля, проходит раз в два года в разных странах. В этом году она состоялась в Москве. А на следующий – 2024-й год – ее планируют реализовать в Казахстане.
Руководитель Лаборатории молодых режиссеров – художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, заведующий кафедрой саунд-драмы факультета новых направлений сценических искусств ГИТИСа, вице-президент Московской конфедерации театральных союзов, режиссер и актер Владимир Панков. Направление, которое он развивает и проводит мастер-классы с молодыми режиссерами – саунд-драма.
– Саунд-драма – это новое, интересное направление в театральном искусстве, на стыке музыки и слова, ритма и звука, – объясняет Руслан Джумахметов. – Некое объединение музыки и театра, музыкантов и артистов, смешение театральных жанров, а в контексте нашей лаборатории – еще и объединение национальных традиций. Главное в саунд-драме – звук и звучание, озвучка артистов и пространства, усиление звука микрофонами на протяжении всего спектакля. Это не только музыкальные инструменты, это все, что издает звук – как в жизни. Но звук не ради звука, а для создания атмосферы, настроения, ритмического рисунка спектакля.
Тема, которую руководитель задал молодым режиссерам и актерам на этот раз – творчество А.П. Чехова. Пять рассказов писателя – «Спать хочется», «Зеркало», «Человек в футляре», «Скрипка Ротшильда», «Черный монах» – распределили на пять групп актеров и режиссеров из девяти стран СНГ. Руслану Джумахметову достался «Человек в футляре». За четыре дня «лаборантам» нужно было подготовить эскиз по каждому из рассказов, затем руководитель отобрал из каждого лучшее, чтобы объединить их в один многожанровый спектакль.
Для постановок в Лаборатории руководитель выбрал самые мрачные и в то же время разноплановые рассказы Чехова. В одном рассказе измученная бессоницей девочка, в другом старый еврей-гробовщик, в третьем учитель гимназии, который всего боится, в четвертом нервный философ с видениями. И все умирают. Это то, что объединило их в один спектакль?
– Во всех рассказах присутствует не только тема смерти, но и тема отношений мужчины и женщины, что свойственно творчеству Чехова. Но спектакль получился со светлым финалом, с юмором, иронией, сарказмом, чуткостью к человеческим переживаниям, присущими Чехову. Все было – и слезы, и смех, но мрачности не было. Один рассказ выходил из другого, даже можно сказать перетекал, а иногда несколько рассказов сосуществовали в одном сценическом пространстве одновременно. В рассказе «Зеркало» присутствуют доктора, они у нас прошли через весь спектакль, который получился не только динамичным, а со смысловой нагрузкой и прошел с большим успехом. Панков любит жонглировать жанрами, ситуациями. И жонглирует не двумя шариками, а пятью, – говорит Руслан, видимо, имея в виду пять рассказов и пять творческих групп, которые над ними работали.
Самым интересным моментом в работе над спектаклем Руслан Джумахметов называет его «сборку», «соединение в единую канву».
– За два-три дня сделали полноценный спектакль. А потом всем нам Владимир Панков дал урок режиссуры: как рождается спектакль, по каким законам развивается, как построить один спектакль из пяти несвязных между собой рассказов, по какому принципу. Можно сказать, дал нам наглядную методологию. У коллег я тоже учился – они из разных стран, у каждого свой подход, своя ментальность.
Казалось бы, у Руслана Джумахметова есть все – любимый театр, роли, постановки, признание, награды, любовь зрителей. Но он считает, что режиссер должен находиться в постоянном творческом поиске.
Молодой режиссер – это условность. Режиссер всегда должен быть молодым, должен всматриваться, вчитываться, вслушиваться, быть в сегодняшнем дне, – говорит он, отмечая особую, радостную атмосферу сотрудничества, поиска, импровизации, которая царила во время работы в Лаборатории.
По его словам, развивать жанр саунд-драмы на сцене нашего театра можно, но не так легко – нужны музыканты, композитор, который станет соавтором режиссера, хорошее техническое обеспечение. Словом, команда, которая жила бы этой идеей. Но внедрять элементы саунд-драмы можно. Что, на мой взгляд, уже делается, если вспомнить литературно-музыкальные композиции, в которых, как и в саунд-драме, соединяются слово и музыка, печаль и радость, отчаянье и надежда. Все, как в жизни.