Воспитание прекрасным
В конце 1970-х в жизни Уральска произошло два знаменательных события: в 1978-м в Уральском пединституте им. А.С. Пушкина открылся художественно-графический факультет, а год спустя начала действовать Детская художественная школа. Позже ей присвоили имя известного уральского мастера кисти Сакена Гумарова. Ещё больше наших детей получили возможность приобщиться к миру искусств, а для кого-то приобретённые здесь знания и навыки помогли в выборе профессии. Так что скоро школа и факультет отметят своё 40-летие. С какими достижениями подходит школа к юбилейной дате? Может ли она работать ещё эффективнее?
Уральские «звёздочки»
Возглавляет школу Жадыгер Негметов. Наша встреча с заместителем директора по учебной работе Шолпан Рыскалиевой и педагогами состоялась в здании первой музыкальной школы им. Д. Нурпеисовой: именно здесь, на втором этаже, они и работают. Узкий коридор увешан картинами, стендами с фотографиями, есть даже что-то вроде небольшого выставочного зала. Спрашиваю: не тесновато?
Мои собеседники соглашаются. Сегодня в школе в две смены занимаются 640 детей – цифра, согласитесь, впечатляющая, тем более что количество ребят растёт. Не случайно в городе открыты филиалы школы – во Дворце молодёжи и школьников, а также в СОШ № 10, 26 и 30. Плата за обучение небольшая – 1000 тенге в месяц.
Занятия проводятся по утверждённой министерством образования и науки программе, дающей учащимся начальное художественное образование. Здесь преподаются рисунок, живопись, прикладное искусство, история искусств, скульптура, компьютерная графика и дизайн. Набор в подготовительные классы производится с девяти лет, дети учатся четыре года (1-4-е курсы), получают свидетельство об окончании школы. Желающие продолжать художественное образование в вузах (в том числе и студенты колледжей) обучаются на пятом, профориентационном курсе.
Выпускники школы разных лет стали известными профессионалами. Рустам Вафеев, например, закончил Академию архитектуры имени И. Репина в Санкт-Петербурге, часто публикуется в уральских газетах, Максим Кодаров стал режиссёром и мультипликатором. Немало воспитанников школы последних лет обучаются в художественных вузах Санкт-Петербурга, Самары, Астаны… А нынешние учащиеся активно участвуют не только в городских, областных, республиканских, но и в международных конкурсах, причём очень успешно.
Заместитель директора по воспитательной работе Гульжан Утесбаева и преподаватель Гульмира Куспанова рассказывают об этом с гордостью.
В минувшем году на проходивший в Баку международный конкурс рисунка «Дружба – это волшебство», в котором участвовали Казахстан, Россия и государства Закавказья, от школы отправили 15 работ. Строгое жюри отметило сразу три. Дима Шаренко занял первое место. В его работе отражена грандиозная интернациональная стройка, тонко подмечен национальный колорит возводимых зданий. Третье место у Даны Курак, Елизавета Аппасова получила приз зрительских симпатий, а Камила Талгат отмечена поощрительным призом.
О том, как Дима получал золотую медаль, впору писать приключенческий рассказ. В силу ряда причин, главным образом организационных, награда шла к победителю почти полгода, проделав замысловатый путь по маршруту Баку – Россия – Алматы – Астана – Уральск. Наконец Дима, его родители и, конечно же, преподаватели художественной школы увидели долгожданную и заслуженную награду…
В 2017 году отлично выступила на республиканском конкурсе в Астане Эмилия Жангирова – в её активе второе место. Но двенадцатилетняя девочка на этом не остановилась. На первом же своём международном конкурсе она удивила и жюри, и журналистов. А конкурс проводился очень серьёзный и престижный. Одно его название чего стоит: «Московский международный фестиваль юных талантов «Волшебная сила голубого потока – МОСГАЗ зажигает звёзды»!
Если многие участники из стран ближнего и дальнего зарубежья рисовали бабушек, готовящих пищу на газе, то Эмилия изобразила на своём рисунке… газопровод. Да так точно и с «политическим» подтекстом (газ идёт «через Москву» в другие страны), что нашей участнице присудили второе место: надо же, ребёнок воплотил в своей работе идею экономической интеграции! Эмилия и её мама побывали на церемонии награждения, от которой получили незабываемые эмоции и впечатления. Во время блиц-интервью журналистам Эмилия ясно дала понять: тема газа и нефти для неё и её земляков привычная, ведь в Приуралье давно разрабатывается Карачаганакское месторождение, одно из крупнейших в мире…
Организаторы конкурса и искусствоведы отметили, что работы казахстанских участников проникнуты оптимизмом, верой в торжество мирного созидательного труда. Этого, по понятным причинам, нельзя сказать о рисунках их украинских сверстников.
Также успешно для учащихся школы прошёл международный конкурс в Белоруссии – «Нет вредным привычкам!» На нём наши ребята и девчата получили четыре места, в том числе и призовые. В 2018 году работы учащихся художественной школы отправят на международные конкурсы «Человек от края до края» (Самара) и «Невская палитра» (Санкт-Петербург). Рисунки ученицы преподавателя Ирины Гилёвой – Лады Титовой включены в книгу «Дети рисуют мир», издаваемую под эгидой ЮНЕСКО. Ладу, как победителя конкурса, пригласили на награждение в Марокко.
– Участие в республиканских и особенно в международных конкурсах – отличный стимул учиться ещё лучше. Мы гордимся своими воспитанниками и счастливы, что приобщаем их к миру прекрасного, – говорят Шолпан Рыскалиева, Гульжан Утесбаева и Гульмира Куспанова.
Однако приобщение это надо понимать более широко. Дело в том, что, как говорит Куспанова, на собрания всё чаще приходят не только родители, дедушки и бабушки учащихся, но даже их дальние родственники. Всё вроде сказано, пора заканчивать, но никто не расходится: все пришедшие говорят, что на таких собраниях они получают много полезной информации, здесь «всегда интересно».
А разве не интересно на занятиях по скульптуре? Да, это весьма специфичный вид искусства, не такой «массовый», но требующий особых навыков, терпения и усидчивости. Этому своих подопечных учит Ибрагим Айгенов – опытный преподаватель, член Союза художников Республики Казахстан, автор многих скульптур, установленных в Приуралье и других регионах страны.
Дети в основном работают с глиной и скульптурным пластилином. От воплощения в этих материалах фруктов и овощей они затем переходят на людей, на четвёртом курсе выполняют дипломные работы. Скульптурные творения воспитанников Айгенова также отмечались на республиканских и международных конкурсах.
Творчеству – простор!
Учащиеся школы участвуют также в мастер-классах в Астане, Алматы («Весенняя капель» и другие), в том числе и по экологической тематике, проводимых компанией «Шеврон». Во время занятий живописью активно используется техника пленэра – воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. В школе регулярно проводятся семинары и курсы повышения квалификации преподавателей художественных дисциплин, недавно вместо конкурсной системы здесь введены вступительные экзамены. Это сделало отбор обучающихся более качественным.
– Мы договариваемся с юннатами, музеем – ходим туда рисовать животных или их чучела, – говорит преподаватель Ольга Комарова. – Постоянно присутствует в работах учащихся тема Урала. А минувшей осенью они представлялись на выставке, посвящённой 200-летию со дня рождения живописца-мариниста Ивана Айвазовского и организованной Генконсульством России в Уральске и музеем «Старый Уральскъ».
Жители и гости областного центра, конечно, в определённое время, могут ознакомиться с творчеством воспитанников художественной школы в городском выставочном зале. Школе, однако, необходим свой такой зал, чтобы работы учащихся мог увидеть любой желающий в любое время.
Сложилась парадоксальная ситуация: в филиалах, особенно во Дворце молодёжи и школьников, условия для занятий лучше, там нет тесноты, как в основном помещении. Хочется надеяться, что накануне юбилея вопрос с предоставлением более просторных учебных площадей будет решён. По большому счёту, идеальным решением проблемы стало бы строительство отдельного здания со своим выставочным залом.