Величие таланта

23 ноября 2023
0
886

200 лет назад, в 1823 году, родился великий казахский композитор, кюйши – Курмангазы Сагырбайулы. Кюи Курмангазы составляют не только большое наследие для казахской и мировой культуры, они запечатлели тяжелые периоды национальной истории и личные факты нелегкой судьбы музыканта.

Букеевская орда, аул Жидели. Семья, в которой родился будущий музыкант, была небогатой, но для родителей Сагырбая и Алки этот малыш долгожданный. Сын появился на свет в великий праздник Курбан-айт, а это добрый знак, поэтому новорожденного назвали Курмангазы.

В роду его матери Алки были кюйши и акыны, она совсем не удивилась, увидев, что сын в раннем возрасте проявляет интерес к музыкальному инструменту. Она поддерживала его увлечение, в отличие от отца, которому все это не нравилось. Игра на музыкальном инструменте, хоть и радует сердце, но не кормит, считал он.

В душе Сагырбай надеялся, что увлечение сына со временем пройдет. Но вместо этого желание играть у ребенка усиливалось и совсем скоро он уже виртуозно владел инструментом. Он проводил с домброй в руках дни напролет. Даже когда родители были вынуждены отдать шестилетнего сына в пастухи. Но и это обстоятельство сыграло в пользу юного дарования Курмангазы. Наедине с природой он мог музицировать сколько угодно, никто не мешал ему развивать свой талант. Постепенно начал сочинять первые мелодии и еще больше укрепляться в мысли, что его призвание – музыка.

Народные ярмарки, гулянья, именно здесь показывали свое мастерство кюйши и жырау того времени. Как-то на одно из празднеств пожаловал известный кюйши Узак. Он приехал в места, где жил юный Курмангазы. Владение домброй Узака произвело на мальчика неизгладимое впечатление. Впоследствии этот человек сыграл в судьбе Курмангазы великую роль, он показал талантливому юноше вершины мастерства, к которым можно и нужно стремиться. По сути он стал первым учителем Курмангазы, наставником и другом. Он предсказал домбристу большое будущее, познакомил его с другими талантливыми музыкантами того времени.

Со временем бай, у которого работал Курмангазы, заметил, что пастух хорошо играет на домбре. Так у юноши появилась еще одна обязанность – играть и развлекать бая и его гостей. Уже тогда в голове юноши зрели смелые и свободолюбивые мысли. Когда в очередной раз он попал баю под горячую руку и был жестоко избит, решил бежать.

1836 год – по всей Бокеевской орде вспыхнуло народное восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Оно было направлено против реформ, которые довели народ до полного обнищания, увеличили поборы, а главное, ввели собственность на землю, захватили лучшие пастбища, а потом за большую плату сдавали их людям. Чаша терпения переполнилась, в степи начался пожар.

Когда вспыхнуло это восстание, Курмангазы был молод. Он пришел к Исатаю и Махамбету с просьбой взять его в ряды повстанцев. Но отказал ему Исатай, сказав, что рано парню брать в руки оружие и рисковать головой.

Как известно из истории, восстание Исатая и Махамбета жестоко подавлено. А тех, кто в нем участвовал, каратели лишали свободы или жизни. Попал в эту мясорубку и юный Курмангазы. Власти не простили ему открытой критики. Он оказался в тюрьме, из которой с этого времени практически не выбирался. Тогда же он написал кюй «Қайран шешен», посвященный своей матери и всем женщинам, чья судьба тяжела.

Вообще каждое произведение Курмангазы это некое посвящение событию или человеку, который оставил след в его душе. Например, кюй «Лаушкен». Исследователи долго не могли понять, откуда название. Оказалось, все просто – это фамилия русского рабочего, с которым он сидел – Лавочкин. Мать Лавочкина смогла передать в тюрьму пилку, благодаря которой смогли бежать из заточения ее сын и Курмангазы.

Его жизнь – вечные скитания, власти гнали его. Он не мог долгое время находиться на одном месте и вынужден был скрывать свое имя. Однако стоило ему взять в руки домбру, и все догадывались: перед ними прославленный Курмангазы.

Женился поздно, когда встретил Ауэз, которую полюбил и увез в родной аул. Она родила ему троих детей. Их прямые потомки до сих пор проживают в Астрахани.

Писатель Никита Савичев одним из первых представил европейскому читателю своего современника Курмангазы Сагырбаева. Встречу с великим казахским композитором он описал в очерке «От Кармановского форпоста до Глининского».

Во время поездки вдоль границ Букеевского ханства остановился у своего знакомого Иова Бородина, который и познакомил его с Курмангазы. Он описал композитора как мужчину средних лет, с добродушным и умным лицом. Но самое главное, был поражен мощью композиторского таланта, игрой Курмангазы на домбре:

«Я никак не ожидал, чтобы из такого беднейшего первобытного инструмента о двух струнах могло выйти что-нибудь похожее на музыку. Но такова сила человеческой способности, из домбры выходила чистейшая музыка. Смотря по тому, как она была выражена, ее можно поставить наряду с произведениями образцовой музыки».

Описывая услышанное, Савичев делает заключение:

«Сагырбаев – редкая музыкальная душа. И получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины».

Сухощавый, высокий, с седой бородой, постепенно Курмангазы превращался в умудренного опытом уважаемого аксакала, рядом с которым всегда ученики, которые впоследствии стали прославленными музыкантами. Среди них девочка – Дина Нурпеисова, игра которой поразила его, и он взялся ее учить.

24 апреля 1886 года Астраханская судебная палата вынесла постановление об оправдании Сагырбаева и рекомендовала вручить документ лично ему в руки. Но вместо этого документ пролежал в ящике стола целых восемь лет.

Он прожил тяжелую жизнь, полную испытаний, лишений и скитаний. Он не скопил для себя ничего, но оставил нам бесценное наследство – вечную музыку, которая, словно живой источник, дарит вдохновение новым музыкантам и хранит великую историю нашей страны.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top