В круиз по морю
Каспийское море раньше являлось важным транспортным путём, связывающим Закавказье, Северный Кавказ, Среднюю Азию, Казахстан и Поволжье. С Каспием через Волгу имелся выход к центральным регионам страны. Искусственные водные пути соединяли Каспийское море с Балтийским, Белым, Чёрным и Азовским. Именно по Каспию осуществлялись перевозки между СССР и Ираном, проблемы статуса Каспия в её нынешнем виде вообще не существовало.
Самым крупным портом являлся Баку, затем Астрахань, к которому проложен канал в самом море, Махачкала, Красноводск (ныне Тукрменбаши), Шевченко (Актау), Гурьев (Атырау). Сегодня все прикаспийское страны активно развивают перевозки по Каспию по транспортному коридору Север-Юг и транспортно-логистической системе Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
В казахстанских и российских СМИ полно материалов о казахстанских портах Актау, Курык, каспийских мультимодальных транспортных хабах и новых контрактах. По-видимому, на море грядёт очередной транспортно-логистический бум, и тогда Каспий по грузообороту может вплотную приблизиться к показателям Черноморско-Азовского узла. Никому и в голову не приходило, что Каспийское море может составить серьёзную конкуренцию этому бассейну по ещё одному важному направлению.
На прошедшей в 2019 году в Туркменбаши очередной встрече по Каспию тогдашний российский премьер-министр отметил возможность развития на Каспии курортной инфраструктуры и ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА. У России уже есть в этом плане наработки. Планируется организация круизов по портам Каспийского моря с заходом через Волго-Донской канал в порты Чёрного и Азовского морей. Для этого необходима постройка специальных круизных судов. Всего индустрией туризма и оздоровления на Каспии планируется охватить до МИЛЛИОНА человек в год!
Да, это море имеет свою специфику, гидрологические особенности, о которых мы неоднократно писали. Например, о том, что Каспийское море в целом холодный водоём. Жители Уральска, имеющие родственников в Актау, рассказывают, что у казахстанского побережья проходит холодное течение. Оно стабильно и нет признаков каких-то изменений.
С другой стороны, по казахстанским и российским телеканалам показывают сюжеты, которые можно спутать с черноморскими: заполненные отдыхающими и купающимися в море пляжи, отличная солнечная погода и потрясающей красоты природа. Всё это тоже есть на Каспии. Его воды, прилегающие к западному, на российской и азербайджанской территориях, побережью, лучше прогреваются.
Так что не стоит пугаться холодных течений: они властвуют не везде. Можно прекрасно отдыхать и на Каспии. Чтобы сделать такой отдых более комфортным и безопасным, необходима, как отметил бывший российский премьер, современная туристическая и курортная инфраструктура. По-видимому, имеет смысл и Казахстану принять участие в этом проекте. Нам есть, что показать будущим морским туристам.
Что касается возможного строительства на казахстанском побережье курортных объектов, то этот вопрос должны решать руководители здравоохранения.
Так или иначе, в обозримом будущем Каспийское море может приобрести туристско-оздоровительный статус, и довольно высокий. И тогда международный круиз на современном лайнере по пяти странам Каспийск – Дербент – Баку – Энзели (Иран) – Бендер-Торкемен (Иран) – Туркменбаши – Актау станет реальностью.
Вы спросите, почему в маршруте указан Дербент? Не только по причине его богатой истории и архитектуры. Именно в Дербенте, в местном филиале парка «Патриот», находится самый крутой экспонат – знаменитый «каспийский монстр», убийца авианосцев ударный экраноплан «Лунь». Такого вы не увидите НИГДЕ, даже на Тихом океане!