Учить правильно

18 января 2024
0
1815

Логопеды есть в каждой школе. Большое количество первоклашек нуждаются в их помощи. Наталья Владимировна Панова – общий педагогический стаж – 28 лет, последние 16 работает логопедом. Выпустила много статей, научно-методических рекомендаций. Неоднократная участница республиканских семинаров-тренингов среди логопедов.

– Наталья Владимировна, как стали логопедом?

– До этого работала учителем начальных классов, также я преподаватель русского языка и литературы. В 2008 году пришла информация, что можно переквалифицироваться. В школах открывались логопедические кабинеты, и я решила, что мне это нужно. Тогда у меня сильно заикалась младшая дочь, а сын не выговаривал звук «р». Я прошла годовые курсы переподготовки в Самарском Государственном Университете, который организовал курсы на базе ИПК «Орлеу» и получила специальность – учитель-логопед. В итоге детям своим я помогла, у дочери сейчас плавная, спокойная речь, сын без проблем произносит звук «р». Теперь помогаю исправить речь у других детей.

Кроме постановки звуков логопед развивает все компоненты речевой системы – словарный запас, грамматический строй речи и артикуляционную моторику, просодику, связность речи, общую и мелкую моторику. Логопед закладывает фундамент обучения грамоте и звукового анализа слов, развивает зрительное и слуховое внимание и память, пространственное восприятие, мышление.

– Когда еще нужна помощь?

– Когда ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать текст, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

– Как быстро можно помочь ребенку?

– Сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Важно позитивное подкрепление – указывать не на ошибки, а на успехи.

– Как проходят занятия?

– Занятия у логопеда проходят в индивидуальном или групповом формате. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей определяется время и количество занятий.

– А роль родителей?

– Более эффективна работа, когда она комплексная: логопед выполняет свою функцию, а родитель дома закрепляет.

– Какие советы Вы бы дали мамам и папам?

– С ребенком нужно общаться, даже если он не говорит. Чтобы научить его слушать, быть внимательным, необходимо читать сказки, рассказывать об окружающем мире, находясь на прогулке, играть с ним и подключать речевое сопровождение.

– Влияют ли гаджеты и мультфильмы на задержку речи у ребенка?

– Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения, регуляция и овладение своим поведением, это средство осознания своих переживаний, поведения, и сознание в целом. Если внутренней речи нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Включенный телевизор или гаджет создает звук, который остаётся «пустым» для ребенка, так как не несёт смысловой нагрузки. Детям не нужно отвечать на эти звуки, они не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов, поэтому дети молчат, либо изъясняются криками или жестами. Озвучка современных мультфильмов портит речь ребёнка. Ребёнок запоминает, как персонажи говорят искаженно, шепелявят, гнусавят голоса и начинает подражать этим героям.

Фото Натальи Пановой
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top