Татарский расклад
(Продолжение. Начало в № 14)
Первооснова
– Не только слово «казак» тюркского происхождения, но и само казачество. Чтобы не быть голословным, приведу высказывания историков и других, занимавшихся исследованиями в этой области, – говорит Марат Багаутдинов. – Об этом пишет Фишер в своей Сибирской истории в 1774 году: «Оно означает, по его мнению, такого человека, у которого нет семьи или который не имеет постоянного жилища. Название это первоначально приписывалось собственно казачьей орде, то есть ордынским казакам». По мнению Сталенберга, слово «казак» означает вольный, живущий на границе и всегда готовый служить за деньги. Французский же автор Ива Бреэрев в своей работе «Казаки» пишет: «Слово «казак» в переводе с татарского означает: бродяга, или просто свободный человек». Так или иначе, но эти авторы приходят к единому мнению о тюркском происхождении казаков.
– А вот суждение Эренжен Хара Деван: «В качестве боевого строя донцы усвоили монгольскую лаву, а из снаряжения, вооружения и одежды монголов они заимствовали седло, нагайку, лук, саблю, пику, чекмень, посеребряный пояс. Правоверный старый казак-донец и теперь носит серьгу в ухе, как носили монголы тогда и носят теперь калмыки».
– По некоторым данным, древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, в 1444 году принявших участие в битве против татар, приведенных царевичем Мустафою, – продолжает Марат Рафаильевич. – В XVI веке городовые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи в области Дона. Основу военно-политической организации соседнего Касимовского ханства, поставлявшего военную помощь Московскому государству, также составляли татары-казаки. Мещерские городецкие казаки упоминаются в документах с 1491 года. В 1493 году мещеры приходили воевать с турками к Азову. Постепенно выходцы с рязанской земли, касимовские татары и татары-мещеряки осели на берегах верховья Дона и Волги, построив укрепленные городки. Историки предполагают, что в 1549 году основателем станиц на Дону был выходец из Мещеры Сары-Азман.
– «Начало сих казаков из двух мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской, 16 верст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены», так писал русский историк Татищев о происхождении донских казаков, – поясняет главный организатор конференции, цитируя исследователей. – Мнение В.Б. Броневского также созвучно ему: «Царь Иоанн Васильевич мещорских казаков, живших по разным городам, повел на Дон. Посему сих мещорских казаков и должно почитать родоначальниками донских казаков». Окончательную точку в этом вопросе поставил император Петр I, также переселив в самом начале XVIII века оставшихся казаков из Мещеры в низовья Дона.
А вот что следует из работы Якова Гришина: «Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды), массово переселявшиеся в Великое княжество Литовское на рубеже 14 и 15 веков, также имели социальное разделение на знатных татар, приравненных в правах к шляхте, и татар-казаков, приравненных к боярству. Татары-казаки несли службу в родоплеменных хоругвях: Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт, Найман, Улан (надродовая хоругвь, возглавляемая Чингизидами) и иные чиновничьи посты. Например, подъесаул Мурза-Ахмет Искакович Искаков примерно в те же годы возглавлял казачью степную команду в Уильском укреплении».
– Сторонники тюркского происхождения казаков также не исключают образование «русского казачества» в результате бегства русских, украинских крестьян в степь, на так называемые «буферные территории». Но первооснову казаков все-таки составляли тюрки, у которых данная сословная единица существовала с незапамятных времен, – делает вывод М.Р. Багаутдинов. – Первоначально слово «казак» являлось обозначением представителя тюркского племени, уделом которого была вольная степная жизнь, проводимая в набегах и сражениях. Социальный термин gazag был широко распространен на протяжении от Днепра, Крыма и Кавказа до Сибири и от Казани до Туркестана, обозначая определенную боеспособную категорию населения. Русский историк Н.М. Карамзин, перечисляя казаков ордынских, азовских, ногайских и других, высказал следующее: «Сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцев, но не разбойников». Хотя были и вольные казаки, нападавшие на купеческие караваны, совершавшие набеги на приграничные районы. Сохранилось и такое выражение: «Пошли казаки в походы: кто на Русь, кто на Кавказ, кто на турок, а кто и в Польшу».
На каком языке?
– В пользу теории тюркского происхождения казачества говорит и тот факт, что в казачьей среде был хорошо распространен тюркский язык. Все 16 казачьих формирований, существовавших в России до революции, располагались на границе с тюркскоязычными народами. Гордеев отмечает, плох был тот атаман, который не знал бы татарского языка. Если языком русской аристократии ХVIII века был французский, то языком казачьей верхушки – тюркский, – акцентирует внимание мой собеседник. – В языке казаков огромное количество тюркских слов: курень, майдан, станица, базар, бахча, карбуз, кавун, арба, аргамак и многие другие. Что же касается военного дела, то заимствована соподчиненность войск – десятки, сотни, тысячи, деление армии на войска центра, левого и правого крыла, авангарда и арьергарда. Слова: атаман, есаул, ертаул, ятаган, кобура, облава, кинжал, военный клич «ура» органично вошли как в язык казаков, так и в русский.
– Об этом же говорит и Рихтер в работе «Исследования о влиянии монголо-татар на Россию», где отмечает: «Казачки говорили между собою наиболее по-татарски, отчего в язык вошло множество восточных слов употребительных на Дону, например, сакма – лошадиный след на траве, казан – котел, ендова – род большой чаши, ясырка – горничная девка», – цитирует Марат Рафаильевич. – По данным русского историка И. Беляева, князь Одоевский грамоту в адрес волжских казаков в 1614 году писал на татарском языке. Он же обращался и к князю Иштеряку с просьбой отпустить дворянина Ивана Кондырева и служилых татар к царю. Также на татарском языке Московское государство писало грамоты волжским казакам еще в начале XVII века. Среди волжских и яицких казаков было много татар, о чем опять-таки свидетельствует переписка между царскими воеводами и вожаками казаков на татарском языке. Аналогично обращались и донские казаки к волжским, предлагая выступить вместе против Заруцкого.
– Миртов, исследовавший язык и быт казаков, пришел к заключению, что их быт и язык были сформированы под влиянием татар-мишарей. В словаре донских казаков он обнаружил около тысячи слов татарско-мишарского происхождения. Более того, в XVI-XVII веках официальным языком двух этих казачеств считался татарский. Трудно представить, что кто-то мог бы наставить вольнолюбивых атаманов пользоваться иностранным, «чужим» для его народа языком и, используя его, сподвигнуть казаков на борьбу.
– А старинные казачьи сказания? К примеру, многие начинаются со слов: «От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить не о гибели Видара Великого и походах сына его Куди-Ярого, славного тысячника и любимца Батыева. А о делах отцов и дедов наших, проливавших кровь за Россию-матушку и сложивших головы за царя-батюшку…», – улыбается М. Багаутдинов, учитель по профессии.
Веский довод – этноним
Участники конференции, а она проходила при поддержке музеев «Старый Уральскъ» и Емельяна Пугачева, местных историков, писателей, краеведов и других интересующихся лиц, в числе которых вице-консул РФ Ю.П. Пономарев, не просто собрали сведения разных эпох, но и углубились в такой вопрос, как происхождение этнонимов «казак» и «киргиз».
– В средние века в верховьях Енисея обитала народность кыргызов, создавших государство Кыргызский каганат. Памятники древнетюркской и китайской письменности сохранили название древнего этноса girgiz. В челобитных русских служилых людей сказано о «великих ордах» – туземных племенах Сибири, среди которых обитали черные и белые калмаки и киргисские люди. У тувинцев, хакасов и якутов имеются роды girgiz – hirhis– girgis. Чокан Валиханов в своих трудах упоминает о girgiz-galmagah, проживавших в Южной Сибири. Кроме того с народностью кыргызов генетически связаны этнические группы girgiz среди бурят-булагатов и монголов-дархатов.
– Отметим также, что и в фольклоре якутов их далекие предки именуются словом girgiz, так же как и кочевые племена, обитавшие за Уралом. Потомками древней сибирской народности является этническая группа girgiz, проживающая в уезде Фуюй на северо-востоке Китая, – перечисляет Марат Рафаильевич многие этносы. – В казахской героической поэме «Кобланды» иранский шах Казан-хан, обращаясь к богатырю из племени каракипчак, называет его jas girgiz – «молодой киргиз». Приведенные факты свидетельствуют о том, что слово киргиз, ныне являющееся самоназванием коренного населения Киргизии (Кыргызстана), с давних пор было широко распространено от Южной Сибири до восточной Европы в качестве названия для разных этнических объединений.
– Башкирский род girgiz ведет свое происхождение от казахов. Бытовавшее у татар и башкир наряду с лексемой girgiz cложное название казахов girgiz-gazag в документах времен пугачевского восстания передавалось как «киргизские казаки». К ней можно привести типологически близкие модели словосочетаний: nogayl-gazag – «ногайские казаки», донские казаки, яицкие казаки и так далее.
(Продолжение следует)
Наталья Жукова
По материалам конференции «Уральские казаки-татары»