Связующая нить

4 января 2024
0
1721

Багренное рыболовство – особая стихия соперничества, куража, изобилия черной икры. Уникальные храмы и особняки по проектам известных зодчих, используемые и в наши дни. Приезд цесаревичей Александра и Николая, поэта Пушкина, явление Пугачева… Этими и многими другими событиями славен наш город.

120 лет назад они думали, что мы будем жить в благости и безусловной любви. Кто – они? – Уральцы. Кто – мы? – Люди XX века. Но наступил уж XXI-й, а их мечты и пожелания пока не сбылись. О чем это я?

Смотрю красочный альбом Рустама Вафеева в музее «Старый Уральскъ». Привлекает внимание картина «Столыпинский бульвар». На ней – вечерний зимний пейзаж: покрытые кружевным голубоватым инеем деревья, над ними возвышаются пузатые купола православной церкви, неподалеку белеет ротонда (сохранилась и до наших дней), прогуливаются добротно одетые мужчины и дамы – в длинных одеждах, а на дорожке извозчик с санями ожидает команды: «Трогай, любезный». Чем не идиллия?

Но еще более впечатляет текст под ней, именно он побудил меня на этот материал: «Маскарад, состоявшийся 21 января, в коммерческом клубе, отличался большим оживлением. Много было интересных масок и даже идейная – XX век; изображала она ангела с трубой у пояса, возвещающего народам всех стран и государств (имена государств были нашиты на подоле костюма ангела) мир, любовь и правду:

«Вражду, царящую в сем мире,
Я уничтожу! Человек,
Ты будешь жить со всеми в мире,
Любви и правде! Новый век».

Костюм этот получил 1 женский приз – золотой браслет». Под своими работами, отражающими прошлое родного города, художник, архитектор цитирует прессу тех лет. Этот отрывок из газеты «Уралец» 1901 года.

Воздержусь от комментариев по поводу неоправдавшихся надежд предков, ибо читатель и сам достаточно осведомлен о происходящем в мире, и мне не хочется вносить негатив и политизировать материал. Замечу лишь, предвидеть будущее непросто, и мы также не можем с уверенностью сказать, что ожидает общество через 100 лет.

Альбом Рустама Анильевича «Путешествие в Старый Уральскъ», как и все его художественные и печатные труды, не оставляет равнодушным. Трепетное отношение земляка к малой родине, переживания за судьбы исторических памятников отзываются в сердце, рождая желание заглянуть в тогдашний провинциальный городок и сравнить с сегодняшними реалиями.

К просмотру присоединяются и другие гости народного музея. Листая страницы и «годы назад», читаем: «Ханская роща, Пушкинский сад, Серебряный Яик, Большая Михайловская улица, Атаманская, Садовая…».

«Какие мелодичные названия. Теперь их нет», – сетует кто-то. «Старожилы путаются в новых названиях, а молодежь, оторвавшись от своих гаджетов, непонимающе смотрит, когда речь заходит о каком-то здании или адресе», – добавляет другой. «Переименования улиц, порой нелогичные, волнуют уральцев», – обмениваются мнениями посетители.

– В городе 348 улиц, из них 93 переименованы, еще немало на очереди, – включается в разговор Геннадий Мухин. – Самая многострадальная – наш центральный проспект. Около 200 лет он носил название Большой Михайловской улицы. Затем его назвали Советской улицей, потом – имени Сталина, Ленина, Дружбы и наконец – Назарбаева.

– Переименовали улицу Кирова в Карева. Хотя известный в городе человек, общественный деятель, писатель Энгельс Габбасов, будучи уже в преклонном возрасте, не совсем здоровым, обошел жителей, собрал подписи «против». Но ономастическая комиссия не приняла это, – продолжает директор музея. – Непонятно, по каким мотивам переименовали Театральную, где находится старейший в Казахстане театр Островского. Буквально через площадь от него – Казахский драмтеатр, и прежнее название было самым уместным, удачным, информационным.

Очередная картина художника – «Рыбный базар», с замороженными и стоящими вертикально севрюгами в человеческий рост, восхищает. «Уральский листок» за 1899 год вещает о сотнях корзин с красной рыбой и икрой, ежедневно отправляющихся по железной дороге в разные города.
И как тут не вспомнить багренье, когда по залпу пушки казаки бросались на лед с ледорубами и баграми, вытаскивая в огромном количестве рыб-великанов? Самых живописных грузили на подводы и отправляли императору в Петербург. Об этом писали Бородин, Савичев, Чесноков.
Сподвижники музея «Старый Уральскъ» и одноименного культурно-просветительского фонда выпустили немало книг, посвященных жизни и быту местного населения разных эпох – 89 изданий. В них нашли отражение приезд будущего императора Николая II и закладка им серебряной плиты при возведении храма Христа Спасителя в 1891 году, который служит прихожанам и по настоящее время. Посещение города Пушкиным, сбор информации для написания «Капитанской дочки» и «Истории Пугачевского бунта». Поведаны тайны Старого собора, венчание в нем бунтаря и самозванца Емельяна Пугачева. Рассказывается о невероятном в мире сражении – Иканском – подвиге уральских казаков. А какие шикарные были в городе и области яблоневые сады и сборы урожаев! Даже наше поколение застало их, в студенческие годы трудясь на сборе яблок. А уральский анис на Всемирной выставке в Париже в 1910 году получил Золотую медаль! Много удивительного и редкого описано местными краеведами.

… Известно ли молодому поколению, что здание областного акимата (изначально Русского Торгово-Промышленного банка) построено в 1905 году? Как и другие старейшие значимые объекты в центре города, примерно этих же лет, архитектура которых перекликается с Санкт-Петербургом. К примеру, Атаманский дом, где останавливался Александр Сергеевич, ныне в нем музей его имени. Здание Уральской войсковой канцелярии, в настоящее время – библиотека им. Есенжанова. Построено в 1857 году! Строили тогда на совесть, по индивидуальным проектам. Сегодня зачастую это прямоугольные конструкции из металла, стекла, пластика, возведенные на скорую руку, без архитектурных изысков и декора.

Радует, что у входа в облакимат сохранились скульптуры львов. Оказывается, они тоже «старички» – 1905 г. Правда, львы лапами придерживали гербы, но революционеры семнадцатого года «подчистили» их. Один из них – первый герб Уральской области, по словам историков, наиболее полно отражающий жизнь, быт и дух края. Кстати, в прошлом в городе насчитывалось 24 духовных храма: 17 церквей, 2 монастыря, 4 мечети и синагога.

Приятно, когда хорошее сохраняется, а новое вносится взвешенно и аргументированно, а не поддавшись какой-то волне, или повинуясь в угоду кому-то.

Фото Ярослава Кулика и картины Рустама Вафеева
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top