Станции Алгабас – 90
Юбилей сельчане отметили торжественно. Сельский библиотекарь Жумазия Кожамуратова более 25 лет не только выдает книги и журналы, но еще привлекает жителей к культурной жизни – организует праздники, проводит мероприятия.
В этот раз празднованием юбилея занялась именно она. Выпустила небольшой ролик об истории села и запустила его в социальные сети, таким образом хотела напомнить всем, кто когда-то жил в Алгабасе, о дне рождении станции. Откликов поступило очень много.
– В этом ролике я оставила свой номер телефона, и мне тут же стали звонить и писать, – рассказывает Жумазия. – Те, кто очень давно уехал из Алгабаса, и недавно. Самый первый звонок от Айман Ескабуловой. Она давно уехала в Астану. Сообщила, что приедет с удовольствием и спросила, будем ли мы собирать деньги, чтобы достойно отметить юбилей. Чтобы обсудить этот вопрос я организовала собрание, на которое пришли 12 активистов. В итоге решили с каждого, кто хочет вложиться в общее дело, взять по 5 тысяч тенге. Сельчане проявляли себя очень заинтересованно, если честно, не ожидала такого ажиотажа. Были у нас и спонсоры. Главным стал экс-депутат областного маслихата, глава КФХ Салимбай Аблаевич Мадиев, он выделил 200 тысяч. В настоящее время проживает в поселке Новопавловка, но родной Алгабас и односельчане ему по-прежнему дороги. На собранные деньги купили две юрты, баннер и все необходимое для организации мероприятия.
Жумазия все эти годы кропотливо собирала сведения об Алгабасе и о людях, которые когда-то здесь жили и работали. Она даже смогла выпустить небольшую брошюру с информацией о станции. Сейчас Алгабас входит в состав Богдановского сельского округа Теректинского района. В настоящее время здесь проживают около 300 человек. Данный населенный пункт постигает та же участь, что и все маленькие села, деревни, аулы. Молодежь уезжает в город учиться или работать, и, как правило, назад не возвращается.
В своей брошюре Жумазия даже написала, какая погода чаще всего на станции, и какая группа грызунов встречается в этих местах. Но большая часть отдана, конечно, событиям и людям.
Станция Алгабас основана в 1935 году. Поводом явилась железная дорога. Первые рельсы пролегли в 1934-м. Путевые рабочие, строившие магистраль, жили в палатках, наскоро сколоченных бараках. И лишь через год появились дома, называемыми в народе казармами. Эти здания и поныне стоят: добротные и крепкие, живут в них железнодорожники.
– Вокзал построен в 1939 году. Появились новые рабочие места – начальник станции, дежурные, кассиры и другие. Первым начальником станции был Гуляев Виктор. Люди приезжали, обосновывались, пускали корни, создавали семьи. Все шло своим чередом. Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Железнодорожников на фронт не брали, хотя многие из них с первых же дней обивали пороги военкомата. Сталин издал указ: приравнять всех работников железной дороги к военнообязанным и распространить на них «бронь». Не смыкая глаз, днем и ночью рабочие магистрали трудились на благо Родины в тяжелейших условиях. Но не было ни одного случая остановки движения поездов, которые везли на фронт танки, пушки, минометы, боеприпасы. Весной 1943-го на железных дорогах ввели военное положение: считать мобилизованными всех железнодорожников на период войны. По сути уравнивая всех работников отрасли с боевыми действиями на фронте. Так, по этой мобилизации, многие семьи командировали в разные направления для помощи фронту, они уезжали восстанавливать разбомбленные фашистами стальные магистрали. Из воспоминаний Б. И. Кожамуратовой: «В 1942 году нас с мужем направили под Сталинград на восстановление железных дорог. Когда приехала, не знала русского языка, стесняясь этого, больше молчала, но русские приняли нас как родных. 3 года, что мы там жили. Зимы под Сталинградом снежные, морозные и буранные. Вернулись на родину в конце 45-го, уезжая, плакала: тяжело расставаться с подругами, в честь одной из них и назвала свою старшую дочь Тамарой, родившуюся там в победном мае 45-го …»
– Послевоенные годы были все еще тяжелыми для алгабассцев. Постепенно возвращались с фронта односельчане. Вместе с новой жизнью началось строительство нефтебазы, элеватора, магазинов, конторы, а позже детского сада и школы. В связи с развитием сельского хозяйства началось освоение целинных и залежных земель. По комсомольским путевкам со всех концов Советского Союза ехали молодые, энергичные люди. Условия жизни первоцелинников были тяжелыми, жили в палатках, наскоро сколоченных бараках и вагончиках, – рассказывает Жумазия.
На основе слияний двух совхозов «Трудовик» и «Придорожный» в 1957 году появилась необходимость в строительстве нефтебазы для бесперебойного снабжения промышленности, транспорта, сельского хозяйства района. И соответственно необходим штат руководителей, операторов рабочих, заправщиков. Директорами нефтебазы были в разные годы Гнетковский Валентин, Рахимов Жума, Панкратов Николай, Зуйков Сергей, Лимонов Николай. Возникла необходимость в пункте приема зерновых продуктов. В 1957 году началась первая и великая стройка на станции. Сначала построены склады заготовительного зерна, образовали хлебоприемный пункт и только потом – элеватор. На его возведение посланы солдаты, заключенные, просто командированные со всей страны и жители села. В 1969 году элеватор принял первое зерно. Он занимал 3 место по республике по своему масштабу, в день сюда прибывало до 50 вагонов с зерном, которые надо было своевременно выгрузить. Много миллионов тонн хлеба принял и отправил элеватор за годы своего функционирования. В разные годы прибывали сотни людей, многие здесь находили приют, гостеприимство и, создавая семьи, оставались на постоянное место жительства. Это при их участии построены в Алгабасе школа, детский сад, медпункт, двухэтажные дома, котельная, общественная баня, магазины, пекарня, в летнее время при уборке зерновых открывался буфет, куда ежедневно завозились свежие кулинарные изделия. Лаборатория при элеваторе – важнейший орган. Точность определения веса и качества зерна при приеме его от колхозов и совхозов имеет исключительно важное значение. В обязанности лаборантов и визировщиков входил осмотр доставленной партии и изъятие образцов для анализа, оценка качества зерна, продукции, отходов, заполнение документов о качестве, отбор проб.
В дни основания станция относилась к Приволжской железной дороге, затем управление передали Оренбургской железной дороге, отделение находилось в городе Соль-Илецк. Только в 60-е годы она отошла к Актюбинской железной дороге, отделение которой находилось в Уральске. По мере расширения магистрали появились и новые отделы. А значит, на станцию приезжали новые специалисты и рабочие. Из Тамбова в этот период перебрались семьи Лимонова Степана Ивановича, мастера путей, Осипова Тимофея Ивановича, бригадира путей, Авдеевой Веры Сергеевны, стрелочницы. Из Пензы приехали с мамой молодые в то время сестры Натокины Анна и Зинаида, работали стрелочницами, обходчицами, из Орска семья Самойленко и другие.
(Окончание следует)