Совет юриста — «чёртова» дюжина ситуаций, в которых можно жаловаться, и как это сделать

7 октября 2016
0
2076

Директор юридической фирмы «Система права» Александр Каплан в своем блоге на yvision.kz рассказал, в каких случаях не стоит молчать, а лучше пойти «жаловаться». 

Фото: facebook.com/alexandr.v.kaplan

 

«Наши люди жалобщиков не любят. Как-никак давлеет ещё над умами людей тюремное мышление, где «сдавал» и «стукачей» чморили (извините за мой «фганцузский»).

Но, тем не менее, механизмы государственных сдержек и противовесов в виду многослойной и контролирующей друг друга системы госорганов зачастую работает довольно эффективно, хоть и не без сбоев. Поэтому и есть такой юридический институт (не ВУЗ, а группа норм права), как обжалование. В этой статье я постараюсь кратенько изложить основные и наиболее часто встречающиеся ситуации нарушения прав граждан, с указанием того, куда и как обжаловать.

Основное правило, которое надо запомнить — обжалование действия или бездействия того или иного уполномоченного сотрудника государственного органа или организации, либо частных фирм или физических лиц обычно обжалуются либо непосредственному начальству, либо в прокуратуру, либо в суд. В некоторых ситуациях бывают и промежуточные звенья вроде отдела собственной безопасности — для подразделений МВД, Нацбанка — для банков и так далее. Жалобы ВСЕГДА оформляются в свободной форме, подписываются либо самим пострадавшим, либо его представителем по доверенности, и могут быть как написаны от руки (нежелательно), так и набраны на компьютере. Жалобы можно как отправлять по почте (желательно тем почтовым оператором, который имеет услугу «заказное письмо с уведомлением», т.е. получатель должен делать отметку в квитанции о получении письма, которая затем возвращается отправителю), либо сдаётся в канцелярию или нарочно получателя, а на втором экземпляре проставляется отметка о получении жалобы.

Статья не претендует на всеобъемлемость или уникальность, но для юридически не подкованных людей может оказать значительную помощь.

Итак:

1. Незаконная остановка автомобиля инспектором дорожной полиции. Обжалуется – путём проставления отметки о несогласии в протоколе, что даёт возможность мотивированно защищать свои интересы в административном суде, либо путём жалобы начальнику УАП соответствующего города или области, либо путём подачи жалобы в прокуратуру;

2. Пришло «письмо счастья» о наличии фото-видеофиксации по нарушению ПДД. Обжалуется – руководству УАП, что зачастую безрезультативно, либо в административный суд;

3. Пришло уведомление о неисполнении обязательства по банковскому займу, либо банк заблокировал 100% денег на зарплатной карточке, либо допустил иное нарушение закона или договора. Обжалуется – в Национальный банк либо в прокуратуру, либо (в крайнем случае) – в суд;

4. Работодатель нарушает условия оплаты труда или иные условия труда – в согласительную при работодателе, в трудовую инспекцию и только затем – в суд;

5. Поставщик/заказчик или контрагент не выполняет свои обязательства по договору. Обжалуется – путём написания претензионного письма, либо в суд;

7. Вас обманули или не отказываются соблюдать ваши права в магазине, аптеке, на заправке, в больнице или коммерческом учреждении – руководству учреждения, либо в Палату предпринимателей, либо в акимат, либо в прокуратуру, либо в суд;

8. Ваше заявление в РУВД также «зависло», либо дознаватель или следователь производит какие-то подозрительные действия. Обжалуется – начальнику РУВД, либо в управление собственной безопасности ДВД, либо районному прокурору;

9. Любые споры с землёй – сразу в суд, иные органы не рассматривают споры с землёй;

10. КСК непонятно куда девает ежемесячные взносы на капремонт или другие обязательные затраты на содержание общего совместного имущества. Обжалуется – в само КСК, либо в ассоциацию КСК по городу/области, либо в прокуратуру, либо в суд;

11. Акимат, орган госдоходов, ЦОН и пр. присылают те или иные незаконные уведомления/извещения. Обжалуется – в вышестоящий акимат/начальнику отдела, либо в прокуратуру, либо в суд;

12. Ваше исполнительное производство у судебного исполнителя «зависло», не исполняется. Обжалуется – районному прокурору или в суд;

13. Судебные решения и постановления. Обжалуются только в вышестоящий суд, а если вы дошли до кассационной инстанции либо судебный акт не обжалуется –ходатайство в прокуратуру о принесении протеста.

Стандартный срок рассмотрения жалоб – 15 календарных дней. Если требуется получение сведений от иных организаций или должностных лиц – 30 календарных дней. Этот срок может быть продлён не более чем на 1 месяц в случае, когда необходимо проведение дополнительного изучения обстоятельств дела или проверки.

Ответы на жалобы, как и сами жалобы, должны быть обоснованными и мотивированными. Ответы пишутся на языке обращения, должны содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения. Ответы на жалобы должны быть подписаны руководителем органа-адресата жалобы, или его замом. Чтобы ответы на жалобы не пропали – указывайте свой реальный обратный адрес и телефоны, и пометку (если хотите забрать нарочно): «Ответ прошу предоставить нарочно, с уведомлением о его готовности».

Обжаловать ответы на жалобы можно в течение 3 месяцев вышестоящему органу или в суд. При составлении жалоб рекомендую обращаться к юристам для того, чтобы быть уверенным в том, что ваша жалоба сформулирована и подана верно».

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top