Со старой пристани

18 мая 2023
0
2660

Какой будет пассажирская навигация на Урале в наступившем дачном сезоне? Как говорится, спросите что-нибудь полегче. Ежегодные задержки речникам дотации, проблемы с ремонтом флота и другие причины привели к тому, что перевозки начинаются очень поздно — в период майских праздников. А в 2022 году уральцы поехали на свои участки на теплоходах… 1 июня. Скандал на весь Казахстан. Если бы не письмо садоводов Президенту Касым-Жомарту Токаеву, пассажирская навигация могла начаться ещё позже.

В текущем году вопросы подготовки к ней решались властями (городские акимат и маслихат, горотдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог) и перевозчиками (ТОО «Урал Флот Сервис») успешнее. Но тут возникла ещё одна проблема, как сегодня принято говорить, логистическая.
Дело в том, что почти 18 лет назад, в августе 2005 года, была ликвидирована городская пассажирская пристань на её историческом месте — около нынешнего Мемориала Победы. Раньше отсюда отправлялись в рейсы «Пушкин», «Абай», «Джамбул», «Громов», «50 лет ВЛКСМ», «Заря», «СПВ-1», «Москва», «Речной-1», многочисленные суда типа «Зарница» и ПС.

После развала СССР и Уральского речного пароходства в районе дебаркадера появились частные кафе, в которых веселилась не очень адекватная публика. Один «отдыхающий» бросился с причала в Урал и утонул.

Речников обязали наладить порядок на пристани, обеспечить здесь круглосуточное дежурство, как это было в советское время и в начале 1990-х. Однако находящиеся в глубоком кризисе речники не смогли это сделать. В результате пристань ликвидировали, дебаркадер купила известная фирма, а перевозки начали производиться только с пристани в Куренях.

И вот вслед за бывшим пароходством «отличились» и автобусники. Он так тасовали и оптимизировали маршруты, что сегодня до пристани регулярно ходит лишь автобус 39-го маршрута. А ведь когда-то сюда доезжали «единица», «тройка» и 35-й. Последний то ходит, то не ходит. Многим приходилось идти пешком и садиться на 39-й. На это давно жаловались ветеран труда Анатолий Коротеев и другие садоводы.

Зато, по иронии судьбы, на нынешней остановке «ДВД» начали происходить прелюбопытнейшие вещи. Как только речники ликвидировали пристань возле площади Победы, автобусные фирмы-перевозчики год за годом наращивали здесь своё присутствие.

Сегодня всё больше дачников Учужного затона и Барбастау требуют восстановить старую городскую пристань и возобновить с неё перевозки. На остановке «ДВД» останавливаются автобусы №№ 1, 12, 22, 33, 43, на которых дачники добираются до Урала без пересадок. Сюда же, к месту, где планируется восстановить старую пристань, могут легко, минут за десять, с остановке «Пугачёвская» дойти пешком уральцы, приехавшие на «семёрке» и 39-м. При желании на последнем можно доехать до пристани в Куренях, где будет останавливаться теплоход, следующий от Мемориала Победы.

Словом, преимуществ у новой-старой схемы масса. Как пояснил руководитель ТОО «Урал Флот Сервис» Алибек Джангазиев, организация рейсов от старой пристани вполне возможна. На это необходимо соответствующее разрешение и обследование дна реки. Не исключено, что придётся провести его расчистку карчекраном или плавкраном.

Много лет с дебаркадера теплоходами «Урал», «Речной-1» и другими судами осуществлялись рейсы по маршруту Уральск – дачи ТЭЦ с остановкой «Тополёк». На это уходило 15-20 минут. Теплоход «Речной-1» продали в Атырау, пристань ликвидировали – на участки народ начал добираться на автобусе № 23а. И пошло-поехало. Многим не понравилось делать большой крюк.

– Раньше мы ездили на дачу по Уралу без проблем: быстро, на плавверанде места предостаточно, есть где груз с урожаем разместить, – вспоминает Анна Марьина. – Едешь на свежем воздухе, любуешься красотой Урала. От поездки на автобусе в духоте, при тряске меня тошнит. Давно пора восстановить перевозки по Уралу до дач «Тополька», «Водстроя» и ТЭЦ.

Это же дачники предлагали сделать лет 5-7 назад. Действительно, вариант с автобусом – это всё равно что ехать из Уральска в Круглоозёрное через Рио-де-Жанейро.

По словам Алибека Джангазиева, возрождение перевозок до дач ТЭЦ также возможно. Разумеется, необходимо будет увеличить дотацию на перевозки и, конечно, не затягивать её. Судно для перевозок мы найдём, сказал Алибек Шарифович.

Таким образом, вопрос о возрождении старой пристани сегодня актуален как никогда. В ТОО «Судоремонтный завод» разработан проект нового дебаркадера, большего по размерам и удобнее, чем прежний. С залами для ожидания в непогоду. Эскиз нового причального сооружения автор этих строк неоднократно видел в кабинете директора судоремонтного завода Владимира Самсонова. При соответствующем финансировании дебаркадер может быть построен.

Возрождение старой пристани автоматически приведёт к необходимости благоустройства этой части набережной Урала, которая сегодня завалена мусором, битым кирпичом и стеклом. Впервые за много лет появился уникальный шанс улучшить пассажирские перевозки по Уралу на теплоходах и спасти часть набережной от разрушения и захламления. Упускать его нельзя.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top