Прифронтовая зона
(Продолжение. Начало в №45, 46)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Добровольцами попали на фронт из Урдинского района 4 613 человек, не вернулись – 3 028. Из них – 2 963 рядовых и младших командиров, 653 офицера.
Огромный эффект дало нововведение командира 18-го батальона механизации железнодорожной бригады, подполковника А.М. Авдохина, позже Героя Социалистического Труда. Его батальон обслуживал участок Урбах – Джаныбек, вдоль которого на удалении 300-350 м тянулась грунтовая дорога. Офицер решил использовать это соседство и, разделив участок на три части, наладил сопровождение поездов восстановительными «летучками» на автомашинах. Они двигались параллельно поезду от границы одного участка до другого. Там вахта передавалась следующей «летучке», а первая сопровождала встречный эшелон до своего исходного пункта.
При налете вражеских самолетов восстановители немедленно принимались за спасение людей, расцепляли горящие вагоны и цистерны, восстанавливали полотно железной дороги. Только за октябрь 1942 г. подвижные группы 15-й бригады спасли от пожара 561 цистерну с горюче-смазочными материалами, 102 вагона с боеприпасами, 403 – с продовольствием и 29 паровозов. Такой метод нашел широкое применение всюду, где в нем была необходимость и имелись соответствующие силы и средства.
Инициативу, личную отвагу и сплоченность не раз демонстрировали и многие гражданские железнодорожники, в том числе начальник станции Шунгай Зайцев, дежурные по этой же станции Нуркатов, Стукалов, начальник станции Сайхин А.Т. Тарасов, дежурные Быхало, Гордеев и Штонда, начальник станции Джаныбек Ф.Т. Кащирин, дежурные И.А. Шмаков и П.Г. Стерликов, бригадир монтеров пути разъезда №365 К.К. Курумбаев.
Приведем лишь один эпизод из хроники того времени. 30 декабря на станцию Джаныбек поступило сообщение о приближении фашистских бомбардировщиков. Дежуривший тогда П.Г. Стерликов оказался в нелегкой ситуации: на станции стояло всего два воинских эшелона, но их длина превышала протяженность станционных путей, и потому один эшелон закрывал выход другому. Дежурный не растерялся. Он отцепил несколько вагонов от одного из поездов, с помощью группы воинов вручную откатил их на другой путь и тем самым открыл главный путь. Эшелоны своевременно покинули станцию и избежали бомбежки. Хладнокровие и инициатива П.Г. Стерликова были отмечены начальником дороги.
Очень эффективно было и строительство ложных объектов, о чем свидетельствует одно из ноябрьских донесений командования 8-й воздушной армии штабу Сталинградского фронта. В нем сообщалось, что саперы с помощью местного населения построили ложные аэродромы у станции Сайхин и колхоза «Конституция». За первую половину ноября авиация противника нанесла по ним по четыре бомбовых удара. Только на «аэродром» у Сайхина за один налет (3 ноября) немецкие самолеты сбросили 70 бомб.
Чекистам и бойцам истребительных батальонов Джаныбекского и Урдинского районов не раз приходилось принимать участие в вооруженных столкновениях с небольшими группами диверсантов-парашютистов, пытавшихся совершить диверсии на железнодорожной линии Палласовка – Джаныбек – Сайхин – Шунгай – Верхний Баскунчак. Кроме оружия, диверсанты имели запас взрывчатки, продовольствие, а также топографические карты с указанием мест диверсий.
Одна из таких высадок диверсантов была в ночь с 11 на 12 сентября 1942 года в местности Самаркуль Урдинского района. Диверсанты Сугуров Кирабай (1914 г.р.) и Бультриков Уракбай (1907 г.р.) были высажены в Урдинском районе, Петренко и Самойлов в район станции Верхний Баскунчак. Активно принимали участие в задержании начальник Урдинского районного отделения НВКД Тулеген Сагатов, чекист Анатолий Сергеевич Дондуков, оперуполномоченный Кенжебай Серекешев, сержант Байбосынов, секретарь комсомольского комитета Жомарт Елешев и водитель управления военных заводов Красной Армии Василий Дмитриевич Петров, табунщик Елток Сисенбаев конезавода №67 имени Буденного. Задание диверсантов: подорвать железную дорогу на участке между станциями Шунгай и Верхний Баскунчак. Они рассказали, что абверкоманда каждые два-три дня забрасывала через линию фронта в район Сталинграда по два-четыре диверсанта. Петренко и Самойлов явились с повинной в органы НКВД Астраханской области. Это продолжалось до мая 1944 года. Но редко им удавалось пробраться незамеченными до места назначения. Жизнь в прифронтовой полосе быстро приучила жителей настороженно относиться к появлению каждого незнакомца и принимать необходимые меры вплоть до задержания.
Эвакуация людей и предприятий, маскировка объектов и полное затемнение населенных пунктов, создание ложных объектов и меры по восстановлению разрушенного – все это снижало объем ущерба от вражеских бомбардировок, ускоряло возрождение поврежденных зданий, сооружений и путей. Но предотвратить сами налеты или резко снизить их прицельность ни производственные коллективы, ни формирования МПВО не могли. Эта задача была по силам только регулярным подразделениям и частям противовоздушной обороны (ПВО).
Наблюдение за воздушной обстановкой и оповещение сил ПВО и штабов МПВО о появлении вражеских самолетов осуществляли батальоны ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Вдоль железной дороги Урбах – Астрахань, от станции Палласовка до Верхнего Баскунчака размещались посты наблюдателей 19-го отдельного батальона ВНОС (командир майор Форис, военком станции политрук Тишков), вдоль магистрали Урбах – Уральск и западнее р. Урал – 71-й батальон ВНОС.
Посты наблюдателей своевременно обнаруживали вражеские машины и без задержки через свои ротные командно-наблюдательные пункты передавали сведения об их полете зенитчикам и летчикам-истребителям. Во всей массе документов штаба 9-го корпусного района ПВО (командующий полковник Е.А. Райнин, военком полковой комиссар Л.Н. Кудояров), его соединений и частей встретилось лишь единственное замечание о размещении постов 19-го батальона ВНОС.
На прикрытии железнодорожного участка Палласовка – Сталинград с начала битвы находились четыре зенитных артиллерийских дивизиона и 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО (командир дивизии подполковник И.И Красноюрченко, с 16 октября полковник И.Г. Пунтус, военком батальонный комиссар К.З. Степанов). При такой ограниченности сил на противовоздушную оборону станций Джаныбек, Сайхин и Шунгай командование смогло выделить от двух до четырех зенитных орудий и не более взвода пулеметов на каждую. Включение в поезда специальных платформ и вагонов с одним-двумя орудиями или пулеметами было недостаточным для прикрытия эшелонов на перегонах. Железнодорожники вынуждены были ограничить движение ночными часами, а днем держать составы на станциях, где имелось зенитное прикрытие, или маскировать их в низинах.
В сентябре и первой декаде октября 1942 г. из других районов на железную дорогу Урбах – Верхний Баскунчак прибыли несколько отдельных зенитных артдивизионов, 7 зенитных бронепоездов и, наконец, 748-й зенитный артиллерийский полк (командир майор Рязанцев, затем подполковник А.М. Рутковский, с декабря подполковник Звягольский, военком батальонный комиссар Ф.Е. Зражевский). На командование и штаб полка было возложено руководство зенитно-артиллерийской группой, в которую вошли все названные части зенитной артиллерии и бронепоезда.
Командование зенитно-артиллерийской группы, располагая значительными силами и средствами, смогло значительно усовершенствовать систему прикрытия магистрали. Каждая станция теперь прикрывалась огнем одной-двух зенитных батарей малого и среднего калибра, зенитным бронепоездом и одним-двумя зенитно-пулеметными взводами. Одна батарея малокалиберных орудий использовалась как кочующая: она периодически передвигалась с одной неохраняемой станции (или разъезда) на другую.
Подразделения 748-го зенитного артполка (его 4-й дивизион лейтенанта Григорьева двумя батареями прикрывал станцию Джаныбек, а одной – станцию Шунгай) к концу 1942 г. сбили 11 самолетов противника. Команда отдельного зенитного бронепоезда №132 к началу 1943 г. сбила шесть самолетов противника над станцией Шунгай. Командир бронепоезда капитан Седлов за достигнутые успехи и добросовестное отношение к обязанностям объявил благодарность своему заместителю по политчасти политруку Н.Н. Ковалеву, командиру зенитно-пулеметного взвода, лейтенанту А.Д. Шершуну, командирам орудийных и пулеметных расчетов старшине Г.И. Осинцеву, старшему сержанту М.К. Багову, младший сержанту Г.С. Кравченко, бригадиру железнодорожной службы станции, сержанту Г.А. Гилеву, мастеру по приборам, рядовому П.Н. Ермоле, машинисту паровоза Н.Д. Дмитриеву, номерам орудийных и пулеметных расчетов, рядовым Д. Хабиеву и Е.А. Шевченко.
Зенитчики 122-го бронепоезда (командир капитан Журавлев, заместитель командира по политчасти станции лейтенант М.Я. Кобринский), прикрывавшие станцию Сайхин, сбили два и подбили один самолет неприятеля. Их записали на боевой счет взвода орудий среднего калибра лейтенанта С.Ф. Петрова, взвода орудий малого калибра лейтенанта Ковалева и зенитно-пулеметного взвода лейтенанта Журова.
181-й отдельный зенитный бронепоезд (командир капитан И.И. Князев, заместитель командира по политчасти политрук Н.А. Башевой) прикрывал станцию Джаныбек и с 3 ноября 1942 г. по 28 января 1943 г. отразил налеты 16 самолетов противника. Ни один из них не был сбит, но и не смог приблизиться к объекту атаки. Залповый огонь трех 76-мм и двух 37-мм орудий, непрерывный огонь крупнокалиберного и двух строенных 7,62-мм пулеметов вынуждали самолеты менять курс и, сбросив бомбы вне цели, уходить на запад.
Всего же зенитчики, охранявшие три казахстанские станции, сбили 21 и подбили еще 3 фашистских самолета. Хорошо поработали в небе нашей республики и истребительные авиационные части Сталинградского корпусного района ПВО.
Официально железную дорогу Урбах – Астрахань и прилегающие районы Казахстана 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО прикрывала с 19 сентября 1942 г., но и раньше ее части привлекались для барражирования над отдельными участками магистрали.
В дивизию входило три истребительных авиаполка – 629, 731 и 788-й. Числилось в них от 50 до 60 самолетов устаревших конструкций: И-15, И-16, И-153. Часть из них требовала ремонта из-за технической изношенности и повреждений в боях. Поэтому дивизия не смогла прикрывать железную дорогу на всем ее почти 800-километровом протяжении (с учетом линии Верхний Баскунчак – Паромная). Основные силы истребителей пришлось сосредоточить вблизи узловых станций — Эльтон, Верхний Баскунчак, Владимировка, Астрахань. Для прикрытия промежуточных станций и перегонов между ними эпизодически выбрасывались группы истребителей на полевые площадки у Палласовки, Сайхина, Харабали.
Недостаток сил наложил отпечаток и на характер боевых задач, поставленных перед летным составом. Они ограничивались тем, чтобы не допустить прицельного бомбометания вражеских самолетов, не увлекаясь преследованием уходящих от охраняемых объектов или поврежденных самолетов противника.
15-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк имени Ф.Э. Дзержинского 15.10.1942 г. перебазировался в район станции Сайхин, южнее озера Эльтон. Здесь молодые летчики тренировались и охраняли железную дорогу в пределах ст. Эльтон – Сайхин – Баскунчак. Командиром полка был Герой Советского Союза, капитан П.Т. Тарасов.
Летчики-истребители в нелегких условиях делали все, что могли, для разгрома врага. Заместитель командира 629-го истребительного авиаполка по политчасти батальонный комиссар М.Н. Абакумов среди отличившихся 15 октября 1942 г. на прикрытии станций Джаныбек и Сайхин называет лейтенанта Федорова и младших лейтенантов Райченкова и Филиппова. Две недели спустя он добавляет имена лейтенанта Лысенко, на счету которого к тому времени было три сбитых немецких самолета, а также лейтенанта Кузнецова, уничтожившего четыре фашистских бомбардировщика. 29 октября вновь отличился Федоров. Вместе с Мительниковым и Райченковым он в районе станции Шунгай встретил семь бомбардировщиков противника. Решительной атакой их строй был нарушен, два «юнкерса» с дымящимися моторами пошли со снижением на запад. Остальные, сбросив груз вне цели, последовали за ними. Бдительность, инициативу и творчество проявляли также лейтенант И.М. Мальченко, младшие лейтенанты В.Н. Прозу, Меньшиков и другие летчики полка.
(Окончание следует)
Автор: Айбулат Курумбаев,
магистр истории, п. Сайхин, ЗКО