Прифронтовая зона
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Добровольцами попали на фронт из Урдинского района 4 613 человек, не вернулись – 3 028. Из них – 2 963 рядовых и младших командиров, 653 офицера.
В рядах ушедших на защиту Родины Мусин Шарипкали (1899 г.р.), Шакирзянов Абдолла (1909 г.р.), Лайков Кайсагали (1914 г.р.), Мамаев Ракиш (1916 г.р.), Аубекеров Мардан (1916 г.р.), Кайлюков Мерхафиз (1916 г.р.), Атекишев Ахмет (1917 г.р.), Абдулов Майдук (1921 г.р.), Ибрашев Рахметулла (1924 г.р.), Абылкасанов Насыр (1925 г.р.) и многие другие.
За героизм, проявленный в боях, 341 награждены медалью «За боевые заслуги», 351 – «За отвагу», орденами Красного Знамени – 15, Красной Звезды – 236, «Отечественной войны» 1 степени – 18, «Отечественной войны» 2 степени – 56, «Слава» 2 степени – 7, «Слава» 3 степени – 124. И это неполный список.
Летом 1942 г. война приблизилась к границам Казахской ССР, и ее западные районы стали фронтовым тылом войск, защищавших Сталинград. Бывший заместитель командующего Юго-Восточного (с 30 сентября 1942 г. Сталинградского) фронта по тылу генерал-полковник Н.П. Анисимов отмечал, что «размеры тылового района Сталинградского фронта в отведенных границах достигали по ширине 500 и по глубине до 600 км». Это означало, что в него входила и территория Западно-Казахстанской и Гурьевской области до р. Урал.
В населенных пунктах вплоть до Уральска, но в основном вдоль железной дороги Астрахань – Урбах (у г. Пушкино Саратовской области) разместились фронтовые курсы младших лейтенантов, аэродромы, части материально-технического снабжения, ремонтные мастерские, различные склады и госпитали. В частности, на станции Джаныбек появился фронтовой артиллерийский склад. На этой и других железнодорожных станциях, разъездах, а иногда и между ними выгружалась значительная часть войск и всех видов довольствия. Все это перегружалось в автомашины и отправлялось к Волге и потом на передний край, на ее правый берег.
Не утратила магистраль и транзитного значения. По ней продолжались перевозки в Астрахань и обратно разных грузов, в первую очередь кавказской нефти, поступавшей морем из Баку. Транзитное значение дороги Астрахань – Урбах возросло после завершения в августе 1942 г. строительства железнодорожных путей между Астраханью и Кизляром, что в какой-то мере компенсировало утрату прямого железнодорожного сообщения центра страны с Северным Кавказом и Закавказьем.
Летом 1942 г. были резко усилены коммуникации и объекты связи Западного Казахстана. Подразделения правления военно-восстановительных работ подполковника Н.Н. Хлистунова, военные и гражданские связисты и мобилизованное население прилегающих районов протянули из Уральска новые телефонно-телеграфные линии на Куйбышев, Саратов, Сталинград, Гурьев, Соль-Илецк и Оренбург.
По заданию заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта Новикова руководству Урдинского района было предложено к 1 августа 1942 года построить три оперативных аэродрома, необходимых для бесперебойной деятельности авиации Сталинградского фронта. Из Урдинского и Джаныбекского районов были выделены тысяча человек и 500 подвод. Шунгайская и Джаныбекская МТС, верблюдозавод №88 и конезавод №67 определили 20 тракторов с прицепами.
В связи с приближением линии фронта 12 августа 1942 г. в западных районах Западно-Казахстанской области введено военное положение. В сентябре, после первых налетов вражеской авиации, в Уральске и населенных пунктах юго-западнее его было объявлено угрожаемое положение. Специальным постановлением Совнаркома СССР областные центры стали пунктами противовоздушной обороны (ПВО).
Основная часть борьбы с военно-воздушными силами Германии в районе Сталинграда легла на авиационные части Юго-Западного, Донского, Сталинградского фронтов и авиации дальнего действия. Решающую роль в отражении налетов вражеских самолетов на западные районы Казахстана сыграли дивизии и полки 8-й воздушной армии, размещавшиеся в трех районах авиационного базирования между Волгой и железной дорогой Урбах – Астрахань. Часть из них использовала полевые аэродромы, построенные на казахстанской земле.
Авиаторы 8-й воздушной армии не только прикрывали от ударов с воздуха войска нашего переднего края, их ближние тылы, но и бомбили немецкую авиацию на ее аэродромах. Все же полностью перекрыть дорогу на восток немецким бомбардировщикам 8-я воздушная не могла: противник превосходил ее по количеству самолетов в начале битвы в 2,5 раза.
11-12 сентября 1942 г. немецкие бомбардировщики зажигательными бомбами сожгли более 38 тыс. га сенокосных угодий колхозов «Алғабас» и «Жаңа тұрмыс» Джаныбекского района.
Не испытали бомбардировочных ударов Уральск и большинство районов Западно-Казахстанской области, хотя одиночные самолеты врага фиксировались в отдельные дни и здесь. Главная причина состояла в том, что немецкая авиация, сконцентрировавшая у Сталинграда около тысячи боевых самолетов, не смогла сколько-нибудь значительную часть их оторвать от выполнения задач непосредственной поддержки своих наземных войск и коротких ударов по объектам прифронтовой полосы. Среди последних оказалась железнодорожная магистраль Урбах – Астрахань, в том числе казахстанские станции Сайхин, Шунгай, Джаныбек и прилегающие к магистрали села и аулы.
Первая бомбардировка произошла 13 сентября 1942 г., вражеские самолеты бомбили станцию Шунгай.
Первый налет на эти станции и прилинейные поселки фашистская авиация совершила в ночь на 23 сентября 1942 г. На станции Сайхин четыре «хейнкеля» сбросили пять бомб, а на втором заходе обстреляли из пулеметов эшелон с призывниками Урдинского района. Двое новобранцев были убиты, а пятеро ранены, не успев принять воинскую присягу и надеть форму солдата. Одновременно 12 «хейнкелей» подвергли бомбардировке станцию Шунгай. Из 30 сброшенных бомб взорвались только пять, остальные, как выяснилось впоследствии, имели взрыватели замедленного действия и должны были сработать в разное время. Но железнодорожники и местные жители заметили места падения бомб, воины извлекли их, вывезли за пределы поселения и взорвали. В ту же ночь враг нанес бомбовый удар и по поселку Урда – административному центру одноименного района. Две бомбы, сброшенные фашистскими летчиками, упали за пределами поселка и никакого ущерба не нанесли.
В сентябре 1942 года при бомбежке на станции Шунгай погиб бригадир путей Рязано-Уральской железной дороги И.Г. Передера.
1 октября 1942 года подвергнут бомбежке санитарный эшелон 196-й Краснознамённой Гатчинской стрелковой дивизии. Эшелон бомбили девять самолетов «Ю-88». В результате бомбежки погибло 97 и ранено 112 солдат и офицеров. Погибших похоронили недалеко от места бомбежки (66 раненых доставили в госпиталь №1584 с. Джаныбек, а остальных в госпиталь №415 станции Эльтон), а 1 октября 1984 г. состоялось перезахоронение воинов в братскую могилу во дворе спортшколы с. Сайхин.
Это:
1. Желамский И.С.
2. Коврыгин И.В.
3. Цветков М.И.
4. Малов П.А.
5. Филоненко М.А.
6. Тищенко П.Т.
7. Перепелица Ф.И.
8. Голованов В.С.
9. Достоев
10. Игомов А.
11. Азоров В.Н.
12. Николаев Н.Н.
13. Куванцев А.В.
14. Савельев М.П.
15. Ишимов А.Н.
16. Колесниченко И.Г.
17. Ермоленко Г.Е.
18. Бездуднев И.Ф.
19. Толкачёв П.П.
20. Шаулов В.М.
21. Быватов И.П.
22. Дреев П.Г.
23. Молодыко Ф.Г.
24. Дидин С.Ф.
25. Гришанов А.Д.
26. Дьяков И.И.
27. Матвиенко С.П.
28. Апарин И.Т.
29. Такеев Ж.
30. Филоненко М.А.
31. Шауленов Е.
32. Мамодьин или Тамодьян
33. Бобылев Д.В.
34. Куротонов Ф.М.
35. Бакланов Д.
36. Можар
37. Курылов А.
38. Жданов М.П.
39 Постовалов И.Н.
40. Селезнёв Г.К.
Остальные 57 неизвестны.
В этот же день на этой станции убит авиабомбой противника красноармеец 32 авиационного формирования Г.Е. Ермоленко.
4 октября 1942 года на разъезде №365 Рязано-Уральской железной дороги (Приволжской, территория современного Сайхинского округа Бокейординского района) в результате бомбежки эшелона №16734 погиб личный состав Тихоокеанского флота, направлявшийся в состав Красной Армии:
1. Соболев В.К.
2. Лавренюк И.Л.
3. Голубев М.И.
4. Круглов Н.В.
5. Михайльцев В.Т.
6. Плотников Н.А.
7. Рубилин В.М.
8. Ковалев Г.С.
9. Малинкин И.П.
10. Головко В.С.
11. Будкин Ф.А.
12. Мосин К.Г.
13. Новашев М.С.
14. Нефедов К.С.
15. Тюкаев С.Ф.
16. Сафонов В.Я.
17. Пахтаев Н.В.
18. Иванов В.В.
19. Гринько Н.В.
20. Евграшин В.П.
21. Коновалов Н.Д.
22. Кузнецов И.С.
23. Нестеренко Т.Г.
24. Самоделов С.А.
25. Гненный О.Ф.
26. Пикула А.Р.
27. Губанов А.А.
28. Кобылянкин В.И.
29. Гаврилин Н.В.
30. Дерендеев Е.В.
31. Рожков Д.Д.
32. Мигачев А.А.
33. Кожухов М.Г.
34. Акчурин А.Х.
35. Павлов В.А.
36. Старков А.Ф.
37. Беляев В.Н.
38. Дубовик И.Я.
В этот же день при налете вражеской авиации на станцию Шунгай убит красноармеец В.Н. Вдовичев.
Здесь же при воздушном налете погиб и похоронен красноармеец военной части №680 Пушкарский М.Д.
5 октября фашистские самолеты бомбили станцию Шунгай.
Самым тяжелым для сайхинцев оказался день 6 октября. Утром десяток воздушных пиратов обрушили на станцию 30 бомб. В результате прямых попаданий было разбито и сожжено 13 вагонов из эшелона, в котором из Сталинграда эвакуировались рабочие с семьями; 90 человек погибли и 150 получили ранения. На следующий день воздушная тревога на станции и в поселке объявлялась дважды: в первый налет фашистские летчики подожгли и уничтожили эшелон цистерн с нефтью, а во второй разрушили несколько жилых домов и ранили несколько солдат из находившегося на станции воинского эшелона. Запомнился жителям Сайхина и день 11 октября, когда меченные крестами самолеты пять раз появлялись над станцией и поселком, каждый раз сбрасывая на него свой смертоносный груз.
В период этих бомбежек на станции Сайхин погибли воины 97-й отдельной стрелковой бригады.
1. Филатов Александр Степанович – красноармеец, погиб 07.10.1942 г.
2. Прохаренко Семён Николаевич – красноармеец, погиб 07.10.1942 г.
3. Тимогин Михаил Егорович – красноармеец, погиб 06.10.1942 г.
4. Карпов Алексей Васильевич – красноармеец, погиб 06.10.1942 г.
5. Кузнецов Иван Павлович – мл. сержант, погиб 06.10.1942 г.
6. Селезнёв Гавриил Кузьмич – сержант, погиб 07.10.1942 г.
7. Шарунов Павел Иванович – красноармеец, погиб 07.10.1942 г.
8. Постовалов Илья Никитович – зам.политрука, погиб 08.10.1942 г.
7 октября 1942 года убит при бомбардировке вражеской авиации на станции Сайхин старшина 8-й воздушной армии, начальник пожарного поста 449 БАО 32 РАБ 287 ИАД И.С. Лисовой.
В военно-санитарном поезде №323 умерли от ран 12 октября 1942 г. и похоронены на разъезде №400 (401, Молодость, Сайхинский с/о) сержант Мохно Я.А., красноармеец 3-го полка 285-й стрелковой дивизии З. Далмагометов.
14 октября 1942 г. убит на станции Шунгай (Сайхинский с/о) гвардии красноармеец 91-го гвардейского минометного полка Н.Н. Артамонов.
15 октября 1942 года во время налета вражеской авиации на разъезде №372 убиты красноармейцы отдельного артиллерийского дивизиона 93-й отдельной стрелковой бригады:
1. Смирнов Л.Л.
2. Ермалюк Г.П.
3. Поздняков А.С.
4. Ливанов В.Д.
5. Гимбитский М.И.
6. Дудетский С.А.
7. Коваленко И.Ф.
8. Баглаев И.А.
9. Лапин В.Н.
10. Кондратьев Н.Д.
11. Ялунин Д.А.
12. Осипов П.Ф.
13. Иванов Я.И.
14. Тухматуллин В.
15. Кузнецов М.И.
16. Потейкин А.С.
(Продолжение следует)
Автор: Айбулат Курумбаев,
магистр истории, п. Сайхин, ЗКО