Прекрасное – в обычном
Можно ли научить ребенка рисовать? Преподаватель Николай Евгеньевич Фофанов уверен: да. Причем в каждом из своих учеников он угадывает талант. И не ошибается.
В центре внешкольной работы преподает почти 30 лет. У него много учеников, самые первые уже давно водят на его уроки своих детей. Они знают, педагог учит не только разбираться в тонкостях изобразительного искусства, а еще видеть прекрасное в обычном.
– Не заметил, как пролетели эти годы, – улыбается Николай Евгеньевич. – Я даже как-то посчитал, больше 6 тысяч учеников получается. Кроме ЦВР два года преподавал в художественной школе, но вернулся обратно. Здесь мне комфортнее. Я смело могу назвать себя счастливым человеком, ведь мне нравится дело, которым я занимаюсь всю жизнь.
Он когда-то сам окончил художественную школу, затем художественно-графический факультет педагогического института им. Пушкина. Правда, работать по профессии стал гораздо раньше. После окончания 8 класса был принят в ДК машиностроителей художником-оформителем. Молодой человек рисовал плакаты, афиши и даже оформлял театральные постановки. Затем пришел оформителем в ЦВР.
– Работа нравилась, о педагогической деятельности тогда почему-то не думал. До тех пор, пока в центр не стали приходить мои однокурсники, они преподавали рисование. И тогда я подумал, а почему я сам не работаю с детьми? Руководство центра сначала предложило взять одну группу, затем вторую и третью. С детьми общий язык нашел сразу. Они любят рисовать, так что заставлять никого не приходится, а еще им интересно узнавать что-то новое.
У Николая Евгеньевича есть и особые ученики – с ограниченными возможностями. Только педагог никаких ограничений не видит, то есть не замечает принципиально.
– Разницы между детьми нет никакой, – говорит он. – Каждый талантлив, перед каждым ребенком лист бумаги, карандаши и краски. И все они с задачей справляются – рисуют. Только для особенных детей это не просто уроки рисования. Через краски они могут выразить все, что накопилось у них внутри. В процессе наших занятий меняется даже цветовая гамма их рисунков.
Ребята старательно водят по бумаге. Рождается яркий осенний лес, море, грустный заяц, три богатыря, ослик возле радужного забора. Лучшие работы учитель аккуратно вывешивает на стенах. Любуются они сами и их родители.
В классе изобразительного искусства все пропитано творчеством. Всюду краски, карандаши, готовые картины и доска, у которой стоит Николай Евгеньевич, объясняет задачу на урок. В этот раз рисовать будут цветущую сакуру на фоне заката. Но вначале объясняет, что такое сакура. Кто-то внимательно слушает, кто-то не очень, отвлекся. Перед творческим процессом – подготовка. Ребята завязывают фартуки, приносят стаканы с водой, открывают краски. Еще один принцип – не просто научить ребенка рисовать правильно, а сохранить его индивидуальность и самобытность.
На вопрос с какого возраста учить детей рисовать, отвечает, не задумываясь: как только ребенок начал что-то осознавать, уже можно начинать. И ему это понравится.
– Ко мне приходят дети разного возраста, есть ученики, которым только три годика. Но малыши прекрасно понимают, что от них требуется. Мне нравится наблюдать, как ребенок развивается.
Самые лучшие работы он отбирает для выставки. Первая организована им в 1998 году, затем в 2002, в 2004 и в 2012. Для ребят этот момент очень важен, ведь их картины попали в настоящий выставочный зал, их смотрят, ими любуются. Они начинают верить в себя, в свои силы и впервые понимают, что могут чего-то достигнуть.
– Занятия не только помогают детям увидеть мир в красках, выплеснуть свои чувства, обрести уверенность в себе. Некоторые начинают интересоваться, как стать художником, задумываются о выборе будущей профессии, – говорит наставник. – Родители обязательно должны интересоваться занятиями детей и пусть косвенно, но в них участвовать. Если это происходит, они сами начинают понимать, в каком направлении двигается их ребенок.