Под знаком зверя

7 февраля 2019
0
1118

С завидной периодичностью в СМИ появляется информация о жестокости подростков. «Казнь», заснятая на видео, пугает разве что взрослых, но не самих детей. Они с интересом рассматривают, как их ровесники расправляются с очередной жертвой. Моменты избиения выкладывают в интернет. Значит, не боятся, что за содеянное могут понести наказание.

В прошлом году несовершеннолетние, жестоко избившие ровесника в лагере отдыха, доказали – можно мучить, бить и издеваться, и ничего за это не будет. Калечили не словами, а палками, проводили экзамен на «слабо». Наотмашь лупили по ногам, спине, животу. Смотрели в глаза и подзадоривали: «Ну, ты что, не мужик, не выдержишь?»

В итоге 15-летний юноша попал в больницу. Мама бегала по инстанциям со снимками УЗИ и МРТ, доказывала – ее сыну отбили почки, мочевой пузырь и селезенку. Повреждения внутренних органов не пройдут для него бесследно.

Правда, судебно-медицинская экспертиза посчитала, что факта нанесения вреда здоровью не было. Мать заламывала руки – какие же должны быть доказательства, чтобы стало понятно, что над сыном действительно издевались. Выходит, ему должны были переломать ноги?

Вникая в суть страшных новостей об очередном мордобое или поножовщине за углом школы среди несовершеннолетних, задаешься вопросом: а почему они так себя ведут? Неужели не понимают 15-летние «дяди», бегающие на перемене покурить и тискающие одноклассниц в раздевалке, что это бесчеловечно, что, не рассчитав силу своего дурного удара, они могут просто убить? Или настолько велико желание видеть чьи-то страдания и боль? Тогда, извините, почему уж сразу не предсмертную агонию? Ведь это зрелище будет сильнее щекотать нервы, прочувствовать то самое ощущение величия над тем, кто, скрючившись от боли, лежит под твоими ногами.

«Подростковый возраст – это один из сложнейших возрастных периодов. Происходит финальная стадия развития префронтальной коры головного мозга под воздействием серьёзных нейрохимических процессов.

Кроме того, подростки переживают сепарацию – психологическое отделение от родителей, и ищут свою идентичность, пытаясь самоопределиться в окружающем мире.

Под влиянием этих процессов они могут проявлять как агрессию, так и самоагрессию, которая выражается в самоповреждающем поведении. Недостаточная способность регулировать свои эмоции, болезненное самолюбие и игнорирование взрослыми важных для подростка потребностей очень часто приводят к серьёзным поведенческим нарушениям. Подростки переживают важный этап в жизни, который характеризуется не только стремлением быть частью какой-либо группы, но и конкурировать с другими, обретать какой-либо социальный статус. Поэтому важно вовлечение в спорт, творчество, в какие-либо исследовательские проекты. Так как лишенный возможности узнавать себя через конкуренцию с другими в социально приемлемой форме подросток будет искать эту конкуренцию на улице. А если ещё учесть, что многие семьи, в которых живут подростки, имеют эмоциональное неблагополучие, проявляющееся либо в полном запрете эмоций, либо в плохой регуляции эмоций, то неудивительно, что подростковая агрессия принимает разрушительные формы. Мы, к сожалению, живём в культуре, которая стремится отрицать сложные и допускает проявление лишь позитивных эмоций. Но гнев, ярость, обида от того, что не принимаются окружающими, не исчезают, а становятся своеобразными детонаторами и могут сработать в любое время. Поэтому и взрослым, и родителям, и педагогам необходимо это понимать, а не стремиться «задавить» эти эмоции искусственным «позитивчиком». Мне приходилось видеть некоторые методические руководства для школьных психологов, где чёрным по белому написано о необходимости формировать «позитивное мышление». Без работы со сложными эмоциями такая «помощь», кроме вреда, ничего хорошего не принесёт. Когда взрослые говорят подростку: «Ты не имеешь права проявлять свои негативные чувства», то контекст там всегда такой: «Ты не имеешь права Быть». А на такое отрицание подросток ответит обязательно другим отрицанием. Отрицанием прав других, отрицанием норм общества», – говорит психолог Райса Утаровна Байдалиева.

Понятно, не стоит исключать самое главное – среду, в которой растут дети, и саму систему воспитания. Не стоит сравнивать подростков советского периода и современных, это две параллели, которые никогда не сойдутся. Разные принципы, ориентиры, взгляды, мечты, воспитание. Если первые твердо знали, что «хороший» аттестат – гарантия поступления в вуз, трудоустройство, то новое поколение знает наверняка: как бы «ни пыжился», ничего подобного им не светит. Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками. Мем «жизнь – боль» воспринимается как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Дети мириться не хотят, борются. Сейчас могут только мстить и вымещать обиду и злость.

Надеяться, что поможет хороший школьный психолог, к сожалению, нельзя. Хороших специалистов в школах можно пересчитать по пальцам. Зачастую, вместо того чтобы вникнуть в проблемы подростка, его действительно начинают «лечить» – «ищи позитив» и «жизнь прекрасна».

Поговорить с родителями тоже не получается, аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем. В итоге ребенок выходит на улицу и устанавливает свои правила, чтобы все поняли, кто главный.

Золотое правило нового поколения – не спешить на помощь товарищу. Слова из песни «друг в беде не бросит» давно потеряли свою актуальность. Свидетели расправы не уговаривают извергов отпустить жертву, вместо этого достают мобильные телефоны, включают камеры и снимают, чтобы потом разослать друзьям.

Избиение, хулиганства, поджоги – для них все это как будто не жизнь, а виртуальная реальность. О последствиях не думают.

Школьники из Актау привязали скотчем своего одноклассника к столбу и облили его кефиром. Вылили яичную массу на голову подростка.

Видео распространено в социальной сети.

Оказывается, в тот день у «терпилы», как они его называли, был день рождения. Одноклассники решили поздравить его таким своеобразным способом.

А в школе успокоили, хотя никто, кроме самих родителей, особо и не волновался: они провели разъяснительную работу. При разговоре присутствовал инспектор по делам несовершеннолетних. Стороны не имеют никаких претензий и возражений друг к другу.

И как-то все разом забыли, что душу одного мальчишки прилюдно и жестоко размозжили об асфальт. Нанесли глубокую рану в сердце, которая всегда будет кровоточить. Но, видно, это уже мало кого интересует.

Еще одно видео, прокатившееся волной по ватсапу – подростки бьют ногами по лицу одного из них. Девчонка спокойно смотрит на зрелище, не пытается остановить карателей.

Подобные «картинки» быстро распространяются. Их пересылают друг другу. Смотрят дети, взрослые, в это самое время в тени остаются обычные школьники, каких большинство, и герои, которые, несмотря на юный возраст, тоже есть. Они смогли совершить свой настоящий героический поступок.

Например, в прошлом году ученик 6-го класса Нурдаулет Айболатов из поселка Кошанколь пошел встречать скот с выпаса. По пути, возле пруда, заметил ребенка, уходящего под воду.

Нурдаулет незамедлительно бросился в воду и спас малыша. Им оказался 3-летний Аршат Туменов.

Как оказалось, два старших брата Аршата во время игры попросту не уследили за ним, и он упал в воду. Аким Казталовского района Абат Шыныбеков пригласил в акимат юного героя Нурдаулета и его родителей.

Поблагодарил за поступок настоящего мужчины, а его родителей за воспитание и подарил велосипед, а также вручил благодарственные письма.

Но, наверное, в этот вечер многие родители, узнав о таком героизме, предупредили своих детей не совершать что-нибудь подобное, лучше держаться от всего в стороне. Так спокойнее…

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top