По жизни – с достоинством

28 августа 2014
0
1806

Михаил Тихонович Надточий из тех людей, которые всей жизнью связаны со своей профессией, буквально c самого рождения. Он из династии железнодорожников. И даже теперь, когда уже разменял девятый десяток, он, как и в свои далекие молодые годы, по-прежнему каждый день ходит на работу в здание управления Уральского отделения дороги, где у него свой скромный кабинет с видом на обширную привокзальную площадь. Михаил Тихонович уже в течение многих лет возглавляет местный совет ветеранов войны и труда. Есть у него еще одна должность, тоже на общественных началах, – он директор музея отделения дороги, где многое с любовью и со знанием дела собрано его неутомимыми руками, нередко на самых отдаленных станциях и разъездах. 

Ветеран в курсе многого из того, что в настоящее время происходит на стальных магистралях как нашего региона, так и страны в целом, и не всегда в восторге от положения дел в родной ему отрасли.

– Раньше, в советский период, – сказал он, – через наше отделение, начинающееся на западе от станции Озинки, что в Саратовской области, до станции Яйсан на востоке, это уже Актюбинская область, в сутки проходило по 25-30 пар грузовых поездов: 25-30 поездов в одну сторону и столько же в другую. Нынче же через отделение следуют ежесуточно всего по 5-6 поездных пар с грузами. Объемы сократились многократно, и это нас, старых железнодорожников, не может не беспокоить. Ведь железнодорожный транспорт всегда служил своеобразным барометром состояния экономики страны; какова экономика, таково и благосостояние населения, сила и мощь государства. Долго, – продолжает М.Т. Надточий, – наш транспорт работал в труднейших, если не сказать критических, условиях. Велика была физическая изношенность тепловозов, вагонов, путей, оборудования и средств связи… До аварий тут рукой подать. Лишь последние лет пять-семь, прежде всего благодаря Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, ситуация стала постепенно выправляться.

И Михаил Тихонович рассказал о своем недавнем посещении в качестве делегата одного из отраслевых совещаний в Астане заводов по выпуску тепло- и электровозов, а также пассажирских вагонов. Большие современные корпуса, с высокой культурой производства. Уже изготовлено немало мощных локомотивов, вместительных вагонов, в которых для пассажиров созданы все необходимые условия, вплоть до биотуалетов.

Есть предприятие и в Экибастузе, специализирующееся на производстве грузовых вагонов.

М.Т. Надточий, не скрывая восхищения, поделился и впечатлениями от прошлогодней поездки на юг республики, где принимал участие в торжественном открытии новой железнодорожной трассы, связавшей Туркмению и Казахстан.

– Строительство велось по новому методу. Вместе со станцией и всем путевым хозяйством в эксплуатацию сдавались одновременно жилые дома для железнодорожников, школы, детсады, больницы – словом, все то, что нужно для полноценной повседневной жизни. И поэтому многие из тех специалистов, кто был сюда прикомандирован на время строительных работ, попросили оставить их трудиться и дальше в этом регионе, несмотря на здешние суровые климатические условия. Я не припомню ничего подобного из своего прошлого!

Родился Михаил Тихонович в 1934 году в Акмолинской области, на станции Атбасар, что в двухстах километрах восточнее Акмолы. Жили бедно, в землянках с низкими, у самой земли, окнами, и поселок назывался Копай-городом. Родители у него работали на железной дороге, дед по линии матери тоже – путевым обходчиком, и поэтому все разговоры в доме вертелись обычно вокруг дороги. Юный Миша, как и его сверстники в поселке, иначе и не представлял себе ничего другого как стать железнодорожником. Подростки покупали на рынке поношенную форму, перешивали её и затем щеголяли в ней по улицам станционного поселка.

После окончания седьмого класса Михаил легко, без экзаменов – как отличник учебы – поступает в Акмолинский железнодорожный техникум, и здесь он также выделялся среди других – за прекрасную успеваемость ему назначили повышенную сталинскую стипендию.

Трудовая деятельность у моего героя началась в 1954 году. Сначала он работал дежурным по разъезду, потом начальником разъезда, дежурным и маневровым диспетчером по станции Атбасар. В те далекие годы, после затяжной и кровопролитной войны, отрасль пребывала в упадке, и с самого верха ко всем железнодорожникам страны прозвучал призыв поднять её на более высокий уровень. Вскоре молодой специалист Михаил Надточий был удостоен почетного знака «Ударник сталинского призыва» за скоростное формирование поездов и доставку грузов потребителям. Газета «Угольная магистраль» неоднократно писала о его передовом опыте.

М.Т. Надточему пришлось свою долю внести и в освоение целинных и залежных земель. Было это когда его перевели на другой ответственный производственный участок – начальником станции Жаксы. Станция не была маневровой, имела всего три пути. А объем различных грузов с каждым годом рос и рос.

– Не хватало специалистов, техники, оборудования, – вспоминает ветеран. – И приходилось часто самому оставаться на производстве в ночь и в праздники, работая и за дежурного по станции, и за составителя поездов… В сжатые сроки построили еще один путь, специально для разгрузки вагонов.

За достижения в труде Надточий был награжден медалью «За освоение целинных земель». С тех пор прошло уже много времени, целина стала подзабываться, а для молодежи это вообще стало каким-то далеким и достаточно абстрактным понятием, но для Михаила Тихоновича скромная награда по-прежнему дорога и значима.

Невозможно в одном газетном материале подробно рассказать о том, где и кем пришлось работать М.Т. Надточему. Куда его только не кидала судьба! Но на одном периоде в его жизни, наиболее продолжительном, важном, стоит остановиться.

Осенью 1974 года его переводят в Уральское отделение дороги. Он попросил об этом сам. У него подрастало четверо детей, и нужно было подумать об их образовании после школы. На небольших станциях, по которым мотались Надточии, сделать это было проблематично.

Его назначают заместителем начальника отдела движения по техработе. А с 1977 года и до выхода на пенсию в 1995 году от трудился на генеральской должности – заместителем начальника отделения – главным ревизором по безопасности движения поездов. С его приходом на этот большой и ответственный участок резко сократилось количество производственных браков. Достичь этого удалось благодаря хорошо продуманной профилактической работе, специальным нормативам, разработанным с его участием.

– Мы первыми в СССР, – подчеркнул он, – внедрили ежемесячные объезды на дрезине всех станций, разъездов и предприятий отрасли. Главное, на что обращалось внимание – это безопасность на стальных магистралях. До этого мы это делали всегда только весной и осенью. Попутно оперативно решались вопросы обеспечения семей железнодорожников продуктами питания, водой.

За время работы Надточего главным ревизором количество браков удалось сократить в отделении в десять раз! За весомые успехи его удостаивают знака «Почетный железнодорожник».

Михаил Тихонович уже двадцать лет возглавляет совет ветеранов отделения дороги. Должность очень хлопотная, ведь только по узлу станции Уральск насчитывается 1500 пенсионеров, да по Илецкому участку – 800. Всем постоянно оказывается внимание и помощь, в том числе материальная, финансовая. Только в 2013 году им было выделено на различные нужды и в виде льгот около 40 миллионов тенге. Ветеран почти не сидит на месте, постоянно в разъездах, вникает в повседневную жизнь своих подопечных, интересуется их нуждами и запросами. В нынешнем году опыт работы М.Т. Надточего на посту руководителя крупной общественной организации был по рекомендации Центрального совета ветеранов-железнодорожников распространен по всем отделениям и предприятиям железнодорожного транспорта республики.

– Железная дорога – моя судьба, и другой жизни я себе не представляю, – любит подчеркнуть убеленный сединами ветеран всякий раз на встречах со своими молодыми коллегами, а также учащейся молодежью, частенько заглядывающей к нему в музей. А в последние дни у него было особенно много таких встреч – в отделении торжественно отметили 80-летие одного из старейших своих работников.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top