Перспективы ощутимы

14 июля 2016
0
1492

О фотографии, обманывавшей людей 60 лет, на которой якобы запечатлено лохнесское чудовище, обитающее в шотландском озере, и других снимках, изменивших мировоззрение тысяч и тысяч людей, а также о том, как подавать информацию в современном ключе, говорили на региональном форуме журналистов «Состояние и перспективы развития».

Проведение форума журналистов и их профессионального праздника совпали с 25-летием Независимости Республики Казахстан, за этот период проделана огромная работа печатными и электронными СМИ. Журналисты информируют о новостях, формируют мировоззрение читателей, пропагандируют мир и согласие в обществе, и это большая ответственность и тяжелый труд – объективно освещать достижения, успехи и недостатки в стране, подчеркнул в своем выступлении заместитель акима области Марат Тогжанов. Поблагодарив работников СМИ, представитель власти пожелал им творческих успехов на благо Республики Казахстан.

На форум собрались журналисты печатных и электронных СМИ города, области, районов, преимущественно молодое поколение, что свидетельствует о вливании в информационную сферу новых кадров, энергичных, пытливых, ищущих, владеющих современными технологиями. Это было заметно по тому, с каким вниманием они прослушали мастер-класс от разработчиков образовательных онлайн– ресурсов, прибывших в Уральск.

«Очень рада, что в области проводится такое нужное мероприятие, на котором собрались представители СМИ и гости – профессионалы электронных изданий, хотелось бы, чтобы они чаще приезжали к нам. Прежде всего, меня интересуют вопросы, связанные с телевидением, – подчеркнула в своем выступлении Жедигуль Амангалиева, редактор тематической программы телеканала «Қазақстан-Орал». – У нас в Казахстане 14 филиалов республиканской телерадиокорпорации «Казахстан», и одна из них «Қазақстан-Орал». Мы вещаем 14 раз в сутки, и наша собственная продукция, которая не повторяется, составляет четыре часа. Это очень большой объем, если учитывать штатное расписание телеканала, который работает в двух направлениях: информационная служба новостей «Акжайык» и отдел тематической продукции. Новостная передача выходит восемь раз в день на казахском и русском языках, и в итоговых новостях наши журналисты готовят 10-12 сюжетов. То есть на одного журналиста приходится по 2-3 сюжета в день, а в неделю 12-15, ни один республиканский канал не выпускает столько. Причем, на республиканских каналах журналист работает над отдельной темой: экономика, история, спорт и так далее, а у наших нет такого разграничения.

Наши гости объезжают все регионы, встречаются с корифеями журналистики, владеют ситуацией и видят, что нашим коллегам необходимы курсы повышения квалификации, поскольку в области нет учебных заведений, готовящих режиссеров, операторов, тележурналистов. Я затронула этот вопрос, потому что не хочется, чтобы мы обсудили эту проблему и забыли.

Также наш отдел тематических программ делает в неделю около 40 передач. Это большой труд коллег, фанатов своего дела, поскольку нормальный человек вряд ли сможет работать в таком режиме, не считаясь со своим временем и нервами. Желаю работникам СМИ оставаться преданными своему делу и продолжать служить обществу».

О том, как работают в районных СМИ, в интервью поделился корреспондент газеты «Екпін» из Каменки. «Наша районная газета издается с 1936 года, – не без гордости говорит Манас Ажгалиев, молодой сотрудник. – Тираж полторы тысячи экземпляров, расходится быстро. Издание, в котором восемь полос, две из них цветные, отражает все, что происходит в районе, госзаказы, проблемы трудоустройства, сельского хозяйства и так далее. Мне нравится моя работа, благодаря которой я узнал много интересных людей. Писал о Мире Образковой, работающей в производстве строительных материалов, о Салауате Бисенгалиеве, инвалиде, не имеющем ноги от рождения, взявшим кредит и занявшимся ремонтом бытовой техники. В сельской местности газеты более популярны нежели электронные издания».

В рамках форума, как уже упоминалось, прошел тренинг для журналистов. Нартай Ашим, управляющий директор компании «Bilim Media Group», занимающейся разработкой электронного обучающего контента, имеющей новейший набор технологий, позволяющий создавать цифровые учебники, проводить интерактивные уроки и электронные курсы, выступил с докладом о методах работы в сети Интернет. Руководитель сделал акцент на то, что будущее за Интернетом, главное – своевременно обучиться получению знаний, грамотному созданию новостей и их распространению, на что специалисты компании и направляют свою деятельность, создавая тренинги, обучающие игры и ряд других продуктов.

Максим Рожин, телеведущий, журналист, блогер, в совершенстве владеющий казахским языком, провел мастер-класс на государственном языке, с использованием наглядного материала. Отметив «Тенденции и ошибки визуального контента», подчеркнул, что цветовой визуальный контент повышает готовность людей изучать его, и он в сорок раз чаще цитируется пользователями, чем другие типы контента. По его словам, в два раза больше репостов получают контенты, в которых через 75-100 слов следует изображение, чем те, где их всего несколько. В качестве визуальных контентов используются фотографии, видео, инфографика, слайд-шоу.

Надо отметить, что высокопрофессиональные фотографии Максима Рожина, выложенные в социальных сетях, впечатляют и поражают зрительными образами, глубиной, расстановкой акцентов, композицией, информированностью, представляют собой законченные произведения и не требуют текстов. Как сказал Эдди Адамс, фотокорреспондент новостного агенства «АP»: «Фотография – самое мощное оружие на свете».

В подтверждение Максим Николаевич продемонстрировал ряд фотоснимков, получивших широкий резонанс и мировое признание и внесших изменения в мировоззрения людей. Долина реки Снейк в Калифорнии, которую снял Ансель Адамс в 1936 году, повлекла создание на этой территории Национального парка. Уникальная фотография взорвавшегося дирижабля на глазах большого количества людей, запретила производство этих летательных аппаратов, ранее считавшихся безопасными. Драматический снимок, на котором офицер средь белого дня в общественном месте выстрелил в голову безоружному человеку, более того, закованному в наручники, изменила отношение американцев к войне во Вьетнаме. Фото, обманывавшее весь мир в течение 60 лет… на нем озеро Лох-Несс в Шотландии и что-то «высунувшееся» из воды, якобы чудовище, о котором писали, говорили, спорили и которого на самом деле не существует. Известно, что догадки и фантазии питают воображение и строят самые невероятные предположения. Определенно, контент должен влиять на аудиторию: побуждать, успокаивать, символизировать и так далее, но при этом быть правдивым и качественным.

Артур Нигмет, директор «Центра медийных технологий» говорил об исследованиях в области средств массовой информации, приведя любопытные цифры. К примеру, чтобы завоевать аудиторию в 50 миллионов человек, Интернету понадобилось 4 года, телевидению – 13 лет, а радио – 38. Установлено, что веб-сайт – самый эффективный способ удержания внимания и донесения информации, поскольку разговор по телефону удерживает потенциального слушателя 45 секунд, ролик – зрителя 30 секунд, а веб-сайт – 8 минут. Артур Сагидоллаевич справедливо отметил, что некоторым СМИ сегодня трудно выживать в конкурентной среде, поэтому надо менять формат, учитывать потребности населения и веяние времени.

Главное правило, по словам специалистов, – чувствовать зрителя, слушателя, читателя, предвидеть, что он ждет от тебя, и доносить до него то, что ему полезно и своевременно. Мир и люди меняются, то, что было вчера актуально и интересно, сегодня устарело. Блогеры чаще завоевывают внимание потребителей информации, опережая журналистов, и работникам СМИ необходимо постоянно повышать медиаобразование и искать новые формы. К слову, наше издание выпускается не только в печатном варианте, есть и электронная версия, позволяющая в любое время суток и в любом месте при наличии гаджета с Интернетом читать понравившиеся материалы, знакомиться с рекламными предложениями, новостями и другой нужной информацией, а также поддерживать обратную связь с потребителем. (www.ibirzha.kz).

Подытоживая работу форума, хочется сказать, перефразируя слова из известного стихотворения Маршака: «Все СМИ нужны, все СМИ важны!» Электронные дают возможность узнать мировые новости в считанные минуты, почти сразу же по происшествии, они констатируют факты, а печатные подают информацию в развернутом виде, более подробно, анализируя, используя архивы и другие источники. Конечно, время и ритм жизни убыстряется, что-то нужно узнать быстро, мгновенно, и на помощь приходит онлайн-контент, а иногда хочется насладиться размеренной информацией с печатного листа, да и не все представители старшего поколения владеют компьютерной грамотой, и тогда незаменима газета. Однозначно, работники СМИ должны владеть медиатехнологиями, свободно ориентироваться в информационном пространстве, и выпуская новостной продукт, осознавать его последствия.

Фото: Эльмира Нугманова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top