Паровоз Победы

5 августа 2021
0
6403

Вся жизнь Михаила Тихоновича Надточего связана с железной дорогой – более полувека трудового стажа, звание почетного железнодорожника Казахстана, медаль «За трудовую доблесть», множество благодарностей от руководства, уважение коллег. Его самоотверженная преданность предприятию вызывает восхищение. Несмотря на возраст, ветеран по-прежнему в строю. Музей железнодорожного транспорта, который находится в административном здании Уральского отделения железной дороги – можно сказать, детище Надточего, он его бессменный руководитель, экскурсовод и энтузиаст.

В музее собраны более двухсот экспонатов и среди них почетное место занимает «Паровоз Победы». Макет этого паровоза изготовил мастер локомотивного депо станции Илецк Лев Саркисян. Посетителям музея Михаил Тихонович подробно рассказывает, почему паровоз, который был создан еще до Великой Отечественной войны, носит такое знаменитое имя.
– Паровоз СО-К спроектирован в 1933-1934 годах. Литер СО означает Серго Орджоникидзе – по его инициативе велась разработка этого паровоза. Индекс означает «с конденсацией пара». Дело в том, что до этого паровозам через каждые 25-30 километров пути приходилось дозаправляться. На таком расстоянии строились и станции по всей стране с водонапорными башнями, изыскивались источники водоснабжения. От башен в оба конца станции, где останавливались поезда, шли подземные водопроводы с гидроколонками и тендер заливал воду. На это по технологии отводилось 30 минут. Зимой башня и колонки отапливались.

В 30-е годы прошлого века разработка паровоза, который мог проходить 1700 километров пути без дозаправки водой, считалась мировым достижением. При этом увеличивалась скорость до 75 км/ч, снижалась нагрузка на рельсы, паровоз мог перевозить до 4 тысяч тонн. Достигалось это путем использования перегретого пара. Благодаря многократному использованию одной и той же воды, паровозы с конденсацией пара сократили ее расход в сотни раз. Особенно необходим такой паровоз для безводных пространств Средней Азии.

На начало 1940-го года из 43-х железных дорог СССР на 38 эксплуатировались паровозы СО-К, а с началом войны они стали настоящим спасением.

К концу 1941 года смертельная опасность нависла над столицей. На Москву немцы бросили огромные силы и уже готовились праздновать победу. В технике, вооружении, живой силе немцы превосходили в два раза. Двенадцать дивизий народного ополчения из плохо вооруженных и необученных москвичей были не слишком большим подспорьем регулярным войскам.

А в это время на Дальнем Востоке, готовая к отражению нападения со стороны Японии, стояла хорошо вооруженная двухмиллионная армия, состоящая в основном из сибиряков. До Москвы расстояние огромное. Но в двухнедельный срок паровозы СО-К справились с этой задачей и перебросили армию под Москву. Уже в начале декабря фашистские войска были разгромлены и отброшены от столицы на 100-250 километров.

Паровозы СО-К использовались на всех участках фронтов, доставляя войска и вооружение к передовой линии боев по так называемым, слабым рельсам, то есть восстановленным после бомбежек. Они возглавляли колонны особого резерва НКПС (наркомата путей сообщения) по пять паровозов. В специальном турном вагоне постоянно находились на военном положении две локомотивные бригады, два вагонных мастера, две бригады кондукторов, проводник.

Всего в годы Великой Отечественной войны в колоннах НКПС на фронтовых перевозках действовали 1500 паровозов. Сформированная в Казахстане на станции Туркестан колонна № 34 прошла по дорогам войны и доставила к фронту 3 миллиона тонн военных грузов, 10 тысяч военных поездов и закончила боевой путь в Берлине.

Народ назвал СО-К паровозом Победы. 14 июля 1945 года в Берлин для участия в конференции глав правительств СССР, США и Великобритании поездом прибыл И.В. Сталин. Паровоз СО-К вел машинист, Герой Социалистического Труда А.Т. Смирнов.

Все железнодорожники, трудившиеся в колоннах НКПС, приравнены к участникам войны. Паровозы Победы СО-К установлены на пьедесталах в Петербурге, Днепропетровске. Улан-Удэ, Вологде, других городах.

В Уральском музее первой железной дороги в Казахстане установлен макет паровоза. И каждому посетителю его руководитель, ветеран труда, бессменный лектор и патриот Михаил Тихонович Надточий не только расскажет его историю, но и покажет на искусно изготовленном макете принцип его работы.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top