Острое слово – в цене
Айтыс – одно из культурных явлений казахской культуры. Его часто сравнивают с современным рэп-баттлом и фристайлом. Искусство красноречия популярно не только среди взрослых, но и среди детей и молодежи.
В Уральске прошел айтыс школьников, организаторами выступил комьюнити-центр «Жулдыз» и детский дворовый клуб «Атамура». Перед началом состязания юным острословам пожелали удачи. Всего участие приняли 8 подростков: Бекзат Баян (Уральск), Фариза Баян (Уральск), Бегарыс Кәкім (Уральск), Заманбек Оразгельды (Бурлинский район), Нурым Амангельды (Сырымский район), Нурадил Ахмет (Уральск), Адильхан Канаткали (Уральск), Бакберген Ажыгул (Уральск). Юные акыны воспевали достоинства домбры, а также любовь к Родине.
Бекзат Баян до этого победил в конкурсе в Кызылорде, всю свою премию он отдал пострадавшим от паводка. Молодой человек говорит, что его инициативу родители поддержали. Бакберген Ажыгул самый юный участник соревнований. Он рассказал, что в любое свободное время мысленно соревнуется. Оттачивает свое мастерство он в комьюнити-центре, куда ходит заниматься уже давно. Адильхан Канаткали очень уверенно держался на сцене. Он говорит, что подобные соревнования очень полезны и интересны, они позволяют набираться опыта.
Еще один молодой айтыскер – Адиль Ахметов. В этих соревнованиях он не участвовал, но тоже стал акыном в юном возрасте. Неоднократно участвовал в национальных соревнованиях по красноречию. Впервые попробовал себя еще в начальных классах. Сейчас пишет стихи, участвует в общественной жизни и турнирах молодых айтыскеров. Настоящим мастером словесного жанра себя не считает, говорит, только оттачивает мастерство.
– Я неслучайно стал айтыскером, – признается Адиль. – Мой отец акын, участник соревнований, он и сейчас занимается организацией айтысов. С раннего возраста я видел, как он выступал, готовился к словесному турниру. Со временем интерес к айтысу появился и у меня.
Свое первое выступление молодой человек хорошо помнит, тогда ему было 9 лет. Возраст юный, соперники намного старше. Он сильно волновался, но, коснувшись пальцами струн домбры, неожиданно для себя запел. Зал юного таланта поддержал, а в конце выступления наградил громкими аплодисментами.
– Народ любит айтыс и это неудивительно, – говорит Адиль. – По-моему, больше ни в одной другой культуре нет таких состязаний, чтобы участники на ходу придумывали остроумные шутки и давали смешные ответы. Причем айтыскеры легко и просто поднимают серьезные темы. Так как мы молодое поколение «новая волна», то говорим о проблемах, которые касаются молодежи. Это может быть учеба, спорт, трудоустройство и так далее.
Родители и родственники радовались, что ребенок перенял отцовский талант, и всячески поощряли его творчество. Он же для себя решил стать настоящим акыном. Мог часами слушать в записи выступления популярных в народе акынов – Бекарыса Шойбекова, Оразалы Досбосынова, Мухамметжана Тазабекова. По телевизору безотрывно смотрел программы с участием современных акынов, время от времени представляя себя на их месте. Иногда даже мысленно вступал в словесную перепалку с ними, стараясь подобрать емкие и эмоциональные ответы. И не пропускал ни одного состязания, на которые его приглашали. Участие в айтысах стало неотъемлемой частью его жизни.
В школах айтыскеров готовят учеников. Раздаются листочки, на которых написаны слова. Каждый акын, получив задание, должен тут же сымпровизировать. Один из главных секретов: у каждого акына есть некие заготовки песен на все случаи жизни. Например, попросили спеть о доме. Настоящий акын зайдет издалека. Как сотни лет назад, казахи кочевали по степи и в любом месте могли поставить юрту. В те времена за хорошее выступление акыну от хана могли и табун лошадей подарить. Сейчас все гораздо скромнее, но тот, кто победит в республиканском конкурсе, запросто может заработать несколько миллионов.
Определение слову «айтыс» дал и известный казахский ученый, писатель Мухтар Ауэзов. В своих трудах он отмечал, что айтыс – это спор, соревнование. Другими словами, в айтысе импровизаторы спорили образными, содержательными, глубокими речами.
Айтыс в Казахстане делят на несколько видов: айтыс-загадка, айтыс-похвала, айтыс-басня и другие.
Наиболее распространенным считается «қайым айтыс, қайымдасу» – вид айтыса, в котором соперники обмениваются поэтическими репликами с шутливым содержанием. При этом они без изменения повторяют первые две строки четверостишия своего соперника, добавляя к ним новые строки. Соперники добавляют комические описания друг друга, пользуются метафорами. В большинстве случаев в айтысе участвуют юноши и девушки.
«Жұмбақ айтыс» или айтыс-загадку исполняют в форме вопросов и ответов. Загадки загадываются либо в конце айтыса с целью озадачить, сбить с толку соперника и благодаря этому одержать победу, либо на загадках строится весь айтыс, в ходе которого проверяются знания, находчивость и быстрота реакции каждого участника.
У каждого народа есть свои особенности и отличия в искусстве айтыса. В казахском народе айтыс сопровождался музыкальным исполнением на домбре и кобызе. Его часто устраивали на общественных собраниях и праздниках.
Биржан-сал Кожагул-улы (Кожагулов) (1834-1897) великий акын, поэт, певец, мастер айтыса, виртуоз игры на домбре и композитор. Он писал песни о любви, родной степи и своих конях, обличал произвол властей и т. д. Сохранилось более 40 песен Биржан-сала, часть их вошла в оперы знаменитого композитора Е. Брусиловского, многие были исполнены казахстанскими певцами. Айтысу Биржана с женщиной-акыном Сарой Тастанбеккызы посвящена опера «Биржан и Сара», написанная в 1946 году М. Тулебаевым, получившим за неё Сталинскую премию. Джамбул (Жамбыл) Жабаев (1846-1945 гг.) выдающийся поэт-акын, многократный победитель айтысов, автор стихов, песен и поэм. До революции исполнял в основном обличительные песни и народные эпосы. Призывал к русско-казахской дружбе. Поддерживал и прославлял советскую власть патриотическими песнями и одами вождям. В годы войны написал стихи «Поэма любви и гнева», «Москве», «Приказ Родины» и др.
Знаменитый акын, певец, композитор, лауреат множества советских премий, последователь Биржан-сала и Джамбула Кенен Азербаев (1884-1976 гг.). Написал порядка 150 песен (лирических, патриотических, о жизни народа, надеждах и мечтах простых людей). Автор эпической поэмы «Поминки по Кокетаю». Известными казахскими акынами, прославившимися в мастерстве айтыса, считают Жанака Сагындыкулы, Шоже Каржаубайулы, Суюнбая Аронулы, Биржан-сала и Сару Тастанбеккызы, Асета Найманбаева, Торебая Ескожаулы, Жамбыла Жабаева и других.