«Он русскому народу высокий жребий указал…»

10 октября 2024
0
712

Необычная художественная выставка с многозначительным названием «Наполеоны рядом» открыта в музее Пушкина. Шесть картин российского художника Сергея Жадана с изображениями Наполеона организовал его друг и единомышленник, наш земляк историк Никита Редько.

Казалось бы – причем здесь Пушкин? И что делает Наполеон в музее имени поэта, рядом с портретом атамана Бородина, участника Отечественной войне 1812 года, которая закончилась поражением французской армии и позорным бегством Наполеона из России?

Но, оказывается, есть еще те, кто считает его своим кумиром. И Пушкин здесь тоже – «причем».

Сергей Жадан в Интернете постоянно подчеркивает свое «французско-грузинское происхождение». Он – художник-самоучка, позиционирует себя, как экспрессионист, постмодернист, который пишет на исторические темы, среди которых главная – Наполеон.

Названия шести картин, представленных на выставке, говорят о восторженном отношении автора к объекту изображения. «Виват Наполеон!», «Наполеон вернулся»…

Ну, ладно, у каждого свои кумиры. Личностью знаменитого завоевателя интересовались современники Пушкина, да и сам поэт посвятил ему немало строк. Но сегодня это почитание как-то удивляет. И очень не хочется, чтобы прикрывалось оно еще и нашим Пушкиным.

Я специально перечитала все пушкинские стихи, в которых он дает характеристику Наполеону. 1814 год. Пушкину 15 лет. Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани,
Коварством, дерзостью венчанного царя.
Восстал вселенский бич…

Достаточно перечислить эпитеты, которыми характеризует Пушкин Наполеона – «кровавый», «неукротимой», «коварством», «дерзостью», «надменный», «презревший правды глас», «презревший веру», «презревший закон». А все его «подвиги» – «как страшный сон».

А вот о том, как, покорив всю Европу, бежал Наполеон из России, бросив на произвол судьбы свою армию:

Содрогся счастья сын и, брошенный судьбою,
Он землю русскую не взвидел под собою.
Бежит, и мести гром слетел ему вослед.
И с трона гордый пал… и вновь восстал… И нет

Другое известное стихотворение «Наполеон на Эльбе», написано в том же 1815-м году. Его Пушкин написал после того, как узнал, что Наполеон, отправленный в ссылку, вновь захватил власть во Франции.

В уме мечтателя теснились мрачны думы

Он новую в мечтах Европе цепь ковал…

И от лица самого Наполеона определяет эту его мечту:

… Уж мир лежит в оковах предо мной!
Прейду я к вам сквозь черные пучины,
И гряну вновь погибельной грозой!
И вспыхнет брань! За галльскими орлами
С мечом в руках победа полетит,
Кровавый ток в долинах закипит,
И троны в прах низвергну я громами
И сокрушу Европы дивный щит!

На выставке, кстати, есть картина, которая называется «Наполеон на Эльбе». На этом одиноком острове Наполеон провел свои последние дни, и картина навевает это настроение тоски и одиночества.

У Пушкина есть еще более резкие характеристики Наполеона, не только эпитеты – существительные: злодей, тиран, губитель, ужас мира.

Когда пришло известие о смерти «тирана» в 1821-м году, поэт посвятил ему стихотворение «Наполеон». И Пушкин не был бы христианином и Пушкиным, если бы в этом случае позволил себе резкие высказывания о покойном. Он отдает должное его таланту полководца.

Чудесный жребий совершился,
Угас великий человек…

Пушкин называет его «изгнанником вселенной», «могучим баловнем побед». И укоряет страну, его породившую

И Франция, добыча славы
Плененный устремила взор,
Забыв надежды величавы,
На свой блистательный позор.
Пушкин как бы оправдывает Наполеона тем, что он плохо знал русских и не предвидел своего позорного поражения в России:
Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул?
Ты с высоты отважных дум?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара,
Но поздно русских разгадал…

Французы в России грабили, убивали, сжигали церкви. В народе Наполеона называли «зверем», «антихристом». И поднялась «дубина народной войны», по выражению Льва Толстого. А Наполеон не понимал, почему крестьяне сжигают амбары с зерном. Почему в деревнях на его солдат идут с вилами. Зачем эти варвары сожгли свою святыню – Москву?

На войну с Наполеоном шли добровольцами все – и простой люд, и дворяне. Уральские казаки на войну собирались с воодушевлением, выделяли своим сынам отборных лошадей и снаряжение. «Не токмо стародавние сыны России, – писал участник событий 1812 года С.Н. Глинка, – но и народы кочующие, и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Киргизы, или киргиз-кайсаки двинули из степей свои многочисленные конные отряды. Одетые в национальные боевые костюмы, вооруженные пиками, луками,
саблями, фитильными ружьями, они пришли на помощь русской армии, внеся свой посильный вклад в изгнание из России наполеоновских войск».

А.И. Михайловский-Данилевский, историк и участник Отечественной войны писал: «Не осталось города и селения, где не разгоралась бы любовь к отечеству. Ждали только повеления идти поголовно. Все племена неизмеримой Российской империи слились в одну душу и, невзирая на различие нравов, обычаев, климата, наречия, веры, доказали, что все они, по чувствам, родные между собою».

210 лет назад – в марте 1814-го года – русская армия вошла в Париж и находилась там до конца мая. Оккупационный корпус оставался там до 1818 года. Перед возвращением на родину командир корпуса граф Михаил Воронцов распорядился собрать сведения о долгах французам офицеров и солдат его корпуса и из своих средств заплатил их. Сумма называется разной – от миллиона до полутора миллиона рублей, огромное состояние, что едва не поставило графа на грань разорения. Львиная доля «французского долга» оказались счетами за выпитое шампанское.

Русская армия не грабила население, не разоряла и не сжигала храмы и не устраивала в них конюшни. Не взрывали русские национальные святыни Франции, что делал Наполеон в России, в Москве. Русский учёный – энциклопедист Николай Яковлевич Данилевский писал: «…нравственным духом, самоотверженностью обладали русские в степени несравненно большей, нежели их противники, кто бы ими ни предводительствовал – Карл, Фридрих или Наполеон. Обладали в такой степени, что эта сила перевешивала все преимущества, бывшие на стороне наших неприятелей».

Русская армия показала изумлённой Европе силу духа русского народа, его благородство и мужество. Однако Европа отнеслась к подаренной свободе, как обычно – по торгашески, с чудовищной неблагодарностью. О чем Пушкин позже писал в стихотворении «Клеветникам России».

А стихотворение, посвященное смерти тирана, Пушкин закончил поистине христианским, русским всепрощением, милосердием к поверженному врагу:

Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! Он русскому народу высокий жребий указал
И миру вечную свободу из мрака ссылки завещал.

Этот «высокий жребий» русскому народу (в широком смысле слова) пришлось нести снова через 120 лет, освободив Европу и мир от фашизма. Гитлер, как и Наполеон с «двунадесятью языками», также заставили народные силы объединиться, почувствовать своё духовное единство перед лицом врага и ответить массовым самопожертвованием, несмотря на известные уже тогда и тем более сегодня ошибки. И сегодня снова на России лежит этот «жребий» – победить неонацизм и сатанизм.

Почему выставку назвали так загадочно – «Наполеоны рядом», организаторы не объяснили. Я бы сказала, что «наполеоны» далеко – за океаном и в той Европе, чью «вольность, честь и мир» мы «искупили нашей кровью (это тоже Пушкин). Это они считают себя властителями мира, это они сегодня «бич народов». Есть сегодня еще один «наполеончик» – поближе. Такой маленький, кровавый – бывший клоун – «холодный кровопийца» (выражение Пушкина в отношении Наполеона), без содрогания уничтожающий народ своей страны. И кончат все эти «наполеончики» также, как и их кумир.

Недаром Бородин с портрета взирал на изображения своего бывшего врага со спокойным достоинством.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top