Огонь, вода и ПГС
Завершилась самая необычная навигация в истории судоходства на Урале. Бывалые речники говорят, что её и навигацией назвать трудно: настолько всё «сокращено», «оптимизировано». Флота почти не осталось, и река обмелела до крайности. Но даже в таких экстремальных условиях остаётся востребованной добыча и перевозка ценного строительного сырья – песчано-гравийной смеси, которую ведёт на реке ТОО «Эсторал».
В прошлом году такие работы производились около старого моста через Урал и в районе Коминтерна. В навигацию-2021 в силу ряда причин (в том числе небывалого обмеления реки) коминтерновский участок исключили из плана. Добыча ПГС производилась около второго грузового причала, а выгрузка – в черте Западноказахстанской машиностроительной компании (бывшего завода «Металлист»).
Экипажи задействованной на работах техники – буксиров-толкачей «Кинжегалий Джунусов» и «Владимир Чижов», плавкранов «Улан» и «Орлан» – с поставленной перед ними задачей справились отлично: песчано-гравийная смесь поступала клиентуре регулярно.
Напомним, что речная ПГС выгодно отличается от «сухой» отсутствием примесей. Это отметили ещё в конце 1980-х специалисты из ГДР и ЧССР, прибывшие на Карачаганак. Согласно проведённым ими лабораторным исследованиям, только ПГС, поставляемая Уральским речным пароходством и использованная при строительстве Останкинской телебашни, удовлетворяет нормам производства бетонных работ на объектах промышленного строительства, жилья и соцкультбыта. ПГС остальных карьеров области имеет большую минерализацию, из неё нельзя получить необходимые прочностные характеристики бетона.
Как и на Урале, на Иртыше после развала СССР резко сократились объёмы перевозок. Но и там местная речная ПГС очень востребована, её добывает и поставляет потребителям Павлодарский речной порт.
Сейчас суда ТОО «Эсторал» вслед за пассажирскими теплоходами встали на зимовку в затоне им. В.И. Чапаева. Как рассказал капитан теплохода «Кинжегалий Джунусов» Виктор Крыгин, речникам всё лето пришлось не только заниматься основными работами, но и тушить пожары, которые периодически вспыхивали на берегах Урала: такая стояла сушь.
Не исключено, что маловодье повторится, и навигация 2022 года пройдёт в не менее сложных условиях. Но речники их не боятся. Они намерены отработать добросовестно и, если потребуется, укротить пламя на берегах.