Незабытое прошлое
В театре имени Островского есть музей, открытый по инициативе директора Юрия Александровича Зеленцова. Основные экспонаты – фотографии с постановок разных лет, вырезки газетных статей, афиши, журналы репетиций, реквизит, костюмы. Почётное место занимает портрет основателя театра – наказного атамана Уральского казачьего войска Аркадия Дмитриевича Столыпина.
Передовых для того времени взглядов человек, он вёл просветительскую деятельность, увлекался искусством, дружил с писателем Л.Н. Толстым, композитором А.С. Даргомыжским. В Уральске атаман построил Некрасовский садик и знаменитую ротонду, сохранившуюся до нашего времени. Театр по его указанию был открыт в 1859 году. Первая пьеса, поставленная на его сцене – «Бедность – не порок» Островского. Сначала здесь служили местные любители, приглашали актёров из Оренбурга и Саратова. Со временем появились профессиональные актёры, а в 1889 году меценат Ф.И. Макаров построил специально для театра здание на Туркестанской площади. На его сцене в 1891 году пел Ф.И. Шаляпин. Интересно, что репертуар подбирался с учётом мнений зрителей: в фойе вывешивались опросные листы, в которых люди писали свои пожелания. Ставились пьесы по произведениям Пушкина, Толстого, Гоголя, Достоевского, Грибоедова, Лермонтова, Тургенева, Шекспира, Шиллера, Ибсена… Неизменно публика предпочитала пьесы Островского.
Не приостанавливал свою работу театр и в революционные 1917-1919-е годы, даже во время осады Уральска. Правда, состав артистов постоянно менялся – это были студенты, вернувшиеся домой из разных городов России, и местные гимназисты. Они ставили злободневные сценки. В январе 1919 года Уральск заняли красноармейцы, вместе с ними приехал фронтовой театр, руководителем которого был А. Вадимов-Маркелов, впоследствии – известный деятель циркового искусства. В экспозиции музея представлены газетные статьи 20-х годов – времени установления советской власти. Журналист В. Щукин в статье «Театр рабочему» критикует решение некого товарища Белого, который распределял билеты только через месткомы и фабзавкомы – «чтобы нечлены профсоюзов не могли попасть в рабочий клуб». Журналист справедливо полагает, что на спектакли хотят попасть «и домохозяйки, и учащиеся, и дети кустарей». А мы делаем выводы, что театр продолжал быть у уральцев любимым видом искусства, несмотря на тяжелейшие общественные потрясения.
В 1924 году труппу возглавила московская актриса, опытный антрепренёр А.Г. Соколова. Её супруг Л. Протасов снимался в фильмах Эйзенштейна, а затем покорил уральскую публику. В 1927 году театр впервые поставил спектакль на казахском языке, затем переводные пьесы по произведениям Г. Мусрепова, С. Муканова, С. Жунусова.
Обветшавшее здание театра снесли в 1929 году, сцену перенесли в здание Александро-Невского собора. В те годы с успехом шла героическая пьеса местного автора Бородина «Осада Уральска». Однако в соборе случился пожар, и к 1940 году построено новое здание, в котором театр размещается до сих пор.
Во время Великой Отечественной войны в Уральск были эвакуированы Белорусский театр и Карело-финский театр оперетты.
В конце 40-х-50-х годах на сцене шли «Нашествие» Леонова, «Сын полка» Катаева, «Молодая гвардия» Фадеева и другие спектакли, поднимающие патриотический дух народа.
В 1955 году из Волгограда приехала Екатерина Семёновна Володарская, которая покорила уральскую публику на четыре десятилетия, стала народной артисткой Каз ССР. У неё была масса поклонников, а женщины старались перенять фасоны нарядов. В те годы лёгкая промышленность не баловала потребителей, а в театре работали прекрасные портные, следившие за тенденциями моды. Блистали и другие яркие актёры и актрисы: Н. Ангаров, П. Поддубный, А. Нечаев, Л. Ванюкова и другие.
С начала 70-х годов главным режиссёром стал Ян Панджариди, это была яркая страница в жизни театра. Неоднократно в течение многих лет театр выезжал на гастроли в города Херсон и Николаев, Новороссийск и Майкоп, Орджоникидзе и Грозный, Волгоград, Донецк, Астрахань, Махачкалу, Нальчик, Оренбург, Барнаул. Много лет творческой жизни посвятили театру В. Шадилов, В. Рошковский, Ю. Андрюхович и Н. Баркавская, Т. Мельник, В. Саулов, Р. Курбангалеева, заслуженный артист В. Попов, бутафор Б. Гуськов, художники Б. А. Дубовиченко и В. Зубарев, зав.радиоцехом А. Индрющенко, монтировщик сцены В. Мянтюля. Многие яркие актёры не получили званий, но также внесли большой вклад в развитие искусства.
Не забыта художница-декоратор Елена Кабанова, которая написала портрет Островского, он по сей день украшает фойе театра.
На сцене театра ставились пьесы «Иван Чонкин» по Войновичу, «Один день Ивана Денисовича» по Солженицыну. В конце 80-х режиссёр театра на Таганке Борис Глаголев привёз спектакль «Пугачёв». Сценография и оформление были такими же, как в Москве, и уральские актёры соответствовали высокой планке, заданной В. Высоцким и Б. Хмельницким.
И сегодня здесь служат артисты, которые принимали непосредственное участие в тех событиях. Это любимые всеми Лариса Муха, Тамара Столярова, Владимир Кравцов.
Театр продолжает развиваться, новое поколение актёров сделало его заметным в Казахстане.