Не просто труд
Ученики Новопавловской средней школы Теректинского района обожают уроки художественного труда. Ребята работают с деревом, металлом, пластиком. Учитель – Арман Кенжигалиевич Мухамбедьяров – заинтересовал их еще и моделированием. Вместе с ним они создают модели военной техники. И пусть масштаб в 30 раз меньше оригинала, они все равно поражают своей детальностью и реалистичностью. При этом в работе используют самый простой материал – ПВХ пластик, клей «Момент» и бумагу. Впрочем, Арман Кенжигалиевич разработал для учеников еще один проект – гравировка по металлу, которой занимаются также при помощи нехитрых технологий.
Показывая работы детей, Арман Кенжигалиевич объясняет, что на изготовление одной модели военной техники может уйти несколько месяцев – слишком кропотливая, трудоемкая работа. Материалом он запасается заранее, собирает, можно сказать, «по крупицам» везде, где предоставляется такая возможность. Чаще всего просит отходы в рекламных агентствах и художественных студиях. Так что работать на уроках есть с чем, было бы желание детей. Некоторые настолько увлекаются, что приходят в школьную мастерскую и после уроков. Мальчишеский азарт педагога только радует. Он точно знает: в будущем эти ребята станут мастерами на все руки.
В моделях машин времен Великой Отечественной войны проработаны даже самые мелкие детали – открываются двери, откидываются борта, поражают точностью и вырезанные протекторы колес. Прежде чем приступить к делу, ребята ищут в Интернете чертежи и историю создания той или иной техники.
– Проект на военную тематику мы решили реализовать четыре года назад, к 9 мая, – рассказывает Арман Кенжигалиевич. – Примерно в таком возрасте как мои ученики сейчас, я сам увлекался военной техникой. Объяснил ученикам цель, идея им понравилась. Я всегда стараюсь ориентироваться на интерес ребят. Сложно заставить делать то, что не нравится. Нашли для начала материал и приступили к делу. Инструментов особенных тоже не нужно, достаточно линейки, канцелярского ножа и ножниц.
В настоящее время в школьном музее хранятся несколько моделей. Остальное ребята унесли домой. Среди рукодельных экспонатов легендарный ГАЗ-АА, всем известная «полуторка». Ребята сами находили информацию о ней. Готовую работу защищали, готовили доклад, зачитывали информацию перед классом.
– Именно полуторка во многом ассоциируется с Великой Отечественной войной, так как именно эта машина была одним из основных транспортных средств в это непростое время, – рассказывает Арман Кенжигалиевич. – Официально годом выпуска ГАЗ-АА считается 1932-й, хотя малыми партиями, по обходной технологии машины стали собирать годом раньше, а уже в 1933-м машина собиралась из деталей отечественного производства. Особенность в том, что двигатель мог работать на низкокачественном бензине, основном виде топлива в то время, а летом ГАЗ-АА вообще мог ездить на смеси бензина и лигроина, и даже керосина. Такая всеядность была большим преимуществом и способствовала широкому распространению автомобиля в самых разных уголках страны. С началом войны и без того простую машину упростили до предела. Металлическая кабина сменилась деревянной, иногда она комплектовалась деревянными дверями, но чаще всего просто брезентовыми шторками, брезентовой могла быть и крыша, а передние крылья делали очень простой угловатой формы. Такими крылья остались и на послевоенных выпусках. Тормозные механизмы только на задних колёсах. Экономили и на электрооборудовании – фара одна, стартера зачастую и вовсе нет, мотор заводили пусковой рукояткой. Переоценить вклад полуторки в приближение победы невозможно, но один эпизод хочется выделить отдельно. Дорога жизни, проходившая по льду замерзшей Ладоги в блокадный Ленинград. Благодаря малому собственному весу – около 1800 кг – полуторка лучше всего подходила для движения по льду озера, которое из-за постоянных обстрелов противником порой и замерзать толком не успевало. Первый грузовик пошел по «Дороге жизни» 22 ноября 1941 года, последний – 24 апреля, спустя несколько дней после официального прекращения сообщения этим путем. И всю эту информацию мои ученики знают.
Приобретенным опытом Арман Кенжигалиевич делится со своими коллегами, выступал перед педагогами Уральска. Его работу оценили очень высоко. Впрочем, ценят его и в родном поселке. Ни одно мероприятие не проходит без него. Он помогает местному Дому культуры.
Вернулся в родной поселок Новопавловка сразу после окончания педагогического института им. А.С. Пушкина. В 1995 году окончил художественно-графический факультет вуза. Сначала вел урок черчения, затем художественный труд. Основная задача – научить мальчиков работать с инструментами и различными материалами. Большое внимание уделяет национальному декоративно-прикладному творчеству. На уроках изготавливают интересные традиционные сувениры, которые потом раздаривают на различных праздниках.
– Я еще и социальный педагог, так что моя задача сделать так, чтобы дети не слонялись по улицам, а были чем-то увлечены, – говорит педагог. – И как вариант – моя «Открытая мастерская». К трем часам приходят все желающие и начинают работать. У нас есть разные станки, все инструменты, выжигатели. Причем они могут принести и что-то свое, например, кому-то нужно сделать кнут или уздечку, а не знают как, я помогаю. Даже если кто-то придет просто смотреть за работой других, он все-равно в центре учебного процесса. А в следующий раз обязательно чем-нибудь займется.
Арман Кенжигалиевич постоянно придумывает что-то новое. Так что интерес у ребят к предмету не пропадает. В его планах вместе с детьми сплести настоящую кольчугу. Все, что для этого понадобится – самая обычная проволока.
– Мне все интересно, я такой человек, – говорит Арман Кенжигалиевич. – Заинтересовался как-то боевыми топорами. Перелопатил кучу информации. Мальчишкам рассказываю, им интересно. Настоящие боевые топоры педагог мастерит из старых топоров, при помощи сварки – удлиняет,
при помощи болгарки придает форму, затем шлифует. А затем идет самое интересное – гравировка кислотным травлением. Для этого требуется только соль, вода и аккумулятор. Ученики и с этим процессом хорошо знакомы. Топор Армана Кенжигалиевича приобрел краевед Айбулат Курумбаев, еще один в музее поселка Чингирлау.
Арман Кенжигалиевич и его ученики в творческом процессе. Один из них мастерит арбалет, педагог, как обычно, помогает. Процесс сложный, над проектом работают почти весь учебный год, но наставник уверен, дело ученик доведет до конца.