Культурный код народа
Казахстан – удивительная страна с богатой и многогранной культурой. Одним из самых выразительных элементов являются кюи – музыкальные произведения, исполняемые на национальных струнных инструментах. Кюи являются символом казахского народа и широко известны во всем мире.
Кюи – это средство коммуникации между музыкантом и слушателем, способ изображать различные эмоции, настроения и чувства. Эти музыкальные произведения выполняются на инструментах, таких как домбра, кобыз и шурале, которые имеют глубокие исторические и культурные корни. Домбра – главный инструмент среди казахских кюйши. Его звук является одним из самых узнаваемых и характерных в мире. Игра на домбре требует от музыканта высокого мастерства и уникальной техники. Она включает в себя использование разных техник игры, таких как структура, раскладка пальцев и использование различных аккордов.
Кюи играются в самых разных ситуациях – как на свадьбах и праздниках, так и в повседневной жизни. Они отражают историю, культуру и национальный дух казахского народа. С помощью музыки кюйши передается богатство и мудрость старых поколений, а также раскрываются сокровенные тайны казахской природы. Некоторые кюи посвящены важным событиям в жизни: рождению ребенка, свадьбе.
Сборники кюев являются наследием предков и сокровищами казахской культуры. Они остаются живым примером искусства и таланта казахских музыкантов и раскрывают перед нами огромное многообразие мелодий, тональностей и ритмов.
Сегодня кюйши стали популярными не только в Казахстане, но и во всем мире. Музыканты и исполнители стремятся изучать и играть казахские кюи, проникаясь уникальной красотой и глубиной мелодий.
Многие известные кюйши были уроженцами Западно-Казахстанской области, среди них домбрист и композитор XIX века Даулеткерей Шигайулы. Он родился в 1820 году в ауле Орда в богатой аристократической семье. Его отец султан Шигай Нуралиев умер, когда сыну было 5 лет. Заботы о воспитании мальчика взял на себя двоюродный дядя султан Мендигирей Букейханов. Грамоте Даулеткерей учился у муллы. Мальчик научился говорить, читать и писать по-русски. Игре на домбре его обучал домбрист Мусиралы Бердалы-улы. В Орду султаны приглашали русских артистов и музыкантов, поэтому Даулеткерей был хорошо знаком с русской и европейской музыкой, играл на балалайке, мандолине и гитаре. Знакомство с европейской культурой он продолжил в путешествии в Петербург, где присутствовал на коронации Александра II в 1855 году как представитель казахского народа. Первые произведения Даулеткерей создал в сороковых годах. Одно из ранних сочинений – кюй «Кыз-Акжелен» – о девушке-домбристке Акбале. Его поразило, с каким достоинством девушка вела себя в феодальном обществе, которое не очень жаловало женщин, стремящихся к самовыражению. Даулеткерея считают родоначальником лирического направления в казахской инструментальной музыке. Поражает мастерство его лирических пьес. Одними из самых известных кюев считаются – «Кос-алка» («Пара серег»), «Кос шек», «Джумабек», «Булбул». Большое влияние на творчество Даулеткерея оказала встреча с «отцом кюя» Курмангазы в 1862 году. Они долго играли друг для друга свои произведения, заимствуя элементы исполнения. Курмангазы очень понравился кюй Даулеткерея «Булбул», и он начал исполнять его наряду со своими. Покровительство же Шигайулы как представителя власти не раз выручало Курмангазы. Даулеткерей был прогрессивным правителем (в 1861 году Даулеткерей назначен правителем рода в Кызылкурт), видел и понимал стремление народа к свободе. Об этом его пьесы «Топан», «Жигер», «Кара-кожа». В начале 60-х годов он отходит от должностных дел, поняв, что как бы хорошо он ни относился к своим подчиненным, народ, испивший не одну чашу горя, не может ответить ему тем же. Композитор погружается в творчество. За доброе отношение к людям и прекрасную музыку его прозвали «бапас» – «отец». Умер Даулеткерей 4 мая 1887 года.
Одним из ярких представителей кюйши этого периода также был Жаяу Муса Байжанов. Родился будущий композитор в 1835 году в Баянаульском районе Павлодарской области Казахстана в бедной семье. В раннем детстве умерла его мать, а мачеха невзлюбила маленького Мусу. На воспитание его забрал бездетный брат отца мулла Тайжан. С 7 лет Муса учился грамоте у муллы. С детства слушал певцов и кюйши, которые заходили в аул. Вскоре и сам начал играть на домбре и кобызе. Когда в 1851 году переехал в Петропавловск, учился игре на сырнае и скрипке. В городе он стал частым посетителем выступлений певцов и оркестров. Впоследствии это все оказало влияние на его творчество. В своих песнях и пьесах он использовал не только элементы казахской народной музыки, но и русской народной песни, городские мотивы, танцевальные ритмы и формы марша. В 1854 году Жаяу Муса учился в Омской русской школе. Демократических веяний композитор набирался из периодических изданий, которые были в городской библиотеке Омска. В этот период он написал свое первое большое произведение «Қыздарай» («Ох, девушки»). Вернувшись в родные места, Байжанов активно участвовал в общественной жизни и занимался музыкой. За выступления Жаяу Муса против притеснения бедняков в 1860 году отправили в ссылку.
Известны его песни о социальном неравенстве, протесте против несправедливости: «Ақ сиса», «Плач узника», «Хау-лау», «Толғау», «Суюнык», «Плач теленка», «Шолпан», «Гаухар қыз». Кроме социальных песен и кюев, он писал произведения другого характера: лирические любовные песни («Сурша қыз», «Шолпан», «Cәлем қыздар», «Гаухар кыз»); о природе родного края («Баянаул», «Летний день», «Улытау», «Сарын»); юмористические песни («Кулбай», «Девушки Казани»). В творческом наследии Байжанова также есть басни, дневниковые записи в стихотворной форме. Он автор музыки на стихи Ибрая Алтынсарина «Давайте, дети, учиться». Жаяу Муса Байжанов умер в возрасте 93 лет в 1929 году, но его музыка продолжает звучать со сцены в операх «Қыз Жібек», «Ер Тарғын», «Біржан – Сара», «Бекет». О великом акыне написан роман «Жаяу Мұса» Зейтина Акишева. Пьесы кюйши не только показывали жизнь казахов, но и формировали их национальное самосознание. Это культурный код народа, который продолжает жить в современной интерпретации бесценного наследия.