Кому нужен Урал
После развала СССР в Казахстане и России ведутся разговоры об организации экспедиции по новому исследованию реки Урал. Но воз и ныне там. А вот наши предшественники не болтали, а действовали. Несмотря на тяжёлое финансовое и экономическое положение государства после Гражданской войны, Наркомат водного транспорта в 1923 году выделил 30 000 рублей на изыскание судоходной трассы Урала. Научный институт рыбного хозяйства, отдел прикладной ихтиологии также исследовали реку. В суровые годы Великой Отечественной войны на Урале побывала новая экспедиция.
Лоцманская карта Урала на участке Уральск-Гурьев в масштабе 1:25000 составлена по заданию Цуводпути в 1943 году экспедицией № 5 Государственного института проектирования и изысканий на речном транспорте «Гипроречтранс». Начальник экспедиции И. Суслов, руководитель составительской бригады И. Шепшелевич.
Карта дополнена и подкорректирована в 1945 году Уральским Бассейновым управлением пути (УрБУП). Начальник экспедиции А. Зимин, руководитель корректуры К. Кокурин.
В «Пояснительной записке к лоцманской карте р. Урал» отмечается, что регулярное судоходство на Урале организовано после Октябрьской революции. Общая длина освоенной судоходной части Урала от Каспийского моря до Чкаловска (ныне Оренбург) составила 1359 км. Притоки Сакмара, Илек, Чаган и Барбастау в половодье судоходны.
«В первую половину Великой Отечественной войны, – говорится в «Пояснительной записке», – р. Урал сыграла свою роль в устьевой части как база для некоторого количества волжского флота (в период Сталинградской битвы – А.С.) и как путь, подготовляющийся для перевозки нефтепродуктов».
В лоцманской карте даются подробные сведения по метеорологии бассейна Урала, режиме уровней, вскрытии и замерзании, толщине льда, продольном профиле реки от Уральска до Гурьева.
В 1950-х годах также составлялись лоцманские карты Урала. Огромный научный багаж собрала изыскательская партия (особенно в 1963 году), работавшая под руководством замечательного специалиста Павла Ефимовича Шестакова, ныне покойного. Мне посчастливилось общаться с ним. Шестаков был настоящим профессором Урала, кладезем знаний о реке, на которой проработал всю жизнь.
В апреле 1993 года в Уральское пароходство специально приехал заместитель главы городской администрации Анатолий Котов – послушать консультацию Павла Ефимовича по укреплению берегов реки возле собора Михаила Архангела во время наводнения. Бывалые речники рассказывают: Шестаков выходил на берег Урала и без всяких замеров, приборов, по рисунку воды и другим приметам определял фарватер, указывал, где ставить бакены. И никогда не ошибался. Вот какие специалисты работали на Урале!
Под стать ему был и капитан Александр Стариченков. Он преподавал в школе комсостава специальную лоцию, которая учитывала изменения в русле в каждую навигацию. Данные специальной лоции дополняли лоцманские карты, которые служили и служат сегодня источником ценнейшей, уникальной информации.
Посмотрите внимательно на публикуемый снимок. Из него видно, каким огромным раньше был Учужный затон. Он начинался напротив нынешнего Мемориала Победы, а заканчивался напротив Ханской рощи. В половодье затон превращался в протоку.
Наши предшественники Урал ценили, на нём и судоходство развивалось, и рыбы было завались! Нам, выходит, река не нужна: одни разговоры и стенания. Где институты с армией докторов и кандидатов наук? Где хвалёные современные «экологически чистые» технологии? Почему всё это не работает на Урал, его спасение?!