Китайский вектор
В последние годы сотрудничество Казахстана с Китаем вышло на новый уровень: особое внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству. Многие СМИ, например, «Central Asia Monitor», «Ритм Евразии» подчёркивают, что программа форсированной индустриализации, которая является центральной идеей экономического развития Казахстана последних семи лет, приобретает ярко выраженный «китайский» характер. И немудрено: ещё в 2016 году было заявлено о планах реализовать 50 различных промышленных проектов. Работа в этом направлении началась.
Всё, кроме нефти
На прошедшем в октябре прошлого года брифинге в Астане заместитель министра по инвестициям и развитию РК Ерлан Хаиров заявил:
«Наша совместная индустриально-инновационная программа сотрудничества включает порядка 50 проектов на сумму 26 миллиардов долларов. Мы постоянно работаем с Госкомитетом по реформам и развитию Китая, уже провели девять совместных заседаний. Обсуждаем каждый проект…»
Действительно, такая программа выглядит внушительно. Несомненным её плюсом является и то, что у новых предприятий появится гарантированный рынок сбыта, поскольку их продукция будет поставляться в КНР.
Астана и Пекин намерены реализовать проекты в горно-металлургической отрасли, машиностроении, энергетике, лёгкой промышленности. А как же нефтяная отрасль? Ведь наша страна богата углеводородами!
Примечательно, что нефтяную отрасль новая программа, как подчеркнул председатель правления национального агентства по экспорту и инвестициям «Kaznex Invest» Борисбий Жангузаров, не затрагивает. Связано это с распространёнными в Казахстане страхами по поводу того, что «нефтянку», приносящую в бюджет огромные доходы, поставят под свой контроль китайцы.
По мнению экспертов, такие опасения не лишены оснований. После того как в 2015 году китайская государственная нефтегазовая компания «CNPC» приобрела за 5 миллиардов долларов 8,33 % акций крупнейшего в республике Кашаганского месторождения на Каспийском море, доля контролируемой КНР казахстанской нефтяной промышленности, по некоторым оценкам, достигла 40%, а лет через пять может увеличиться до половины. Именно поэтому новая программа экономического сотрудничества с Китаем носит подчёркнуто не нефтяной характер.
Охватить все регионы
Новые производства планируется разместить в Алматинской, Акмолинской, Павлодарской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. Причём заводы по производству полипропилена в Павлодарской области и сборке автомобилей в Костанайской области уже работают.
В 2016 году прорабатывалась реализация четырёх проектов: строительство транспортной системы в Астане, строительство завода по производству труб большого диаметра, организация производства растительного масла и мелкоузловой сборки автомобилей. Уже в ближайшем будущем программа казахстанско-китайского сотрудничества может охватить все регионы страны.
Главный инструмент китайских инвестиций – Фонд сотрудничества производственных мощностей. Соглашение о его создании подписали «Kaznex Invest» и китайский фонд «Шёлковый путь» в декабре 2015 года. Капитализация фонда составляет 2 миллиарда долларов. В свою очередь, фонд «Шёлковый путь» объёмом в 40 миллиардов долларов был создан в 2014 году практически сразу после того, как Китай выступил с инициативой «Экономического пояса Шёлкового пути», направленной на развитие транспортной инфраструктуры и экономическое сотрудничество с соседними странами Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В феврале 2016 года Б. Жангузаров на пресс-конференции сообщил, что программа двустороннего сотрудничества между Казахстаном и КНР включает 52 проекта в агропромышленном комплексе, химической промышленности и машиностроении. В целом эти проекты позволят создать 19 000 рабочих мест.
По данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), Казахстан является лидером по привлечению китайских инвестиций среди стран СНГ. Из 27 миллиардов долларов прямых инвестиций КНР, накопленных странами СНГ к 2015 году, на долю Казахстана приходилось более 87 % – 23,6 миллиарда долларов. Для сравнения: в Россию Китай инвестировал в семь раз меньше. Однако почти все китайские инвестиции в Казахстане (98 %) были связаны с топливно-энергетическим комплексом – добычей и транспортировкой нефти и природного газа.
Так, китайская «CNPC» инвестировала в нефте- и газодобычу республики более 12 млрд долл., а также 6,2 млрд – в строительство магистральных трубопроводов для поставки углеводородов в Китай. Ещё 1,4 млрд. долл. вложила в добычу казахстанских углеводородов «Sinopec», примерно по 0,95 млрд. – «CITIC» и «China Investment Corporation» и 0,7 млрд – в несколько мелких компаний.
Китайские инвестиции в другие отрасли казахстанской экономики были крайне невелики и определяющей роли в их развитии не играли.
Приоритет – транспорту и логистике
Интерес к Казахстану со стороны КНР во многом связан с выгодным географическим положением республики, которая может обеспечить западным китайским регионам выход на рынки Содружества Независимых Государств, Европы и Ближнего Востока, а также большими запасами углеводородов.
В условиях противостояния Китая и США, которое в последнее время становится всё более острым, американцы, обладающие колоссальным военным превосходством на море, способны легко перекрыть Малаккский пролив и блокировать поставки нефти с Ближнего Востока. В результате получающий большую часть нефти из арабских стран Китай окажется в положении Японии 1941 года, когда англосаксы перекрыли поставки нефти и вынудили начать войну за обладание её месторождениями.
Осознавая это, китайцы всячески стремились развивать трансконтинентальные транспортные коридоры, которые позволят им беспрепятственно получать нефтегазовые ресурсы из государств Центральной Азии и России. Казахстану в этой стратегии отводится одна из главных ролей.
Не случайно одним из главных направлений новой программы казахстанско-китайского сотрудничества является транспортно-логистическое. Так, в ходе заседания казахстанско-китайского делового совета в декабре 2014 года между АО «KTZ Express» и ООО «ГК Порт Ляньюньган» было заключено соглашение о перевозках через новый евразийский транспортный коридор.
Документ, в частности, предусматривает создание совместного предприятия для строительства терминала в китайском порту Ляньюньган. «НК «Қазақстан темір жолы» и «Китайские железные дороги» договорились о развитии перевозок между Китаем и Казахстаном, а также по международным транспортным коридорам Китай – Казахстан – Европа и Китай – Казахстан – Центральная Азия.
В рамках этого соглашения планируется развитие пограничных железнодорожных переходов Достык-Алашанькоу и Алтынколь-Хоргос, а также совершенствование контейнерных перевозок.
Будет рынок сбыта
Новым для Казахстана и Китайской Народной Республики является сотрудничество в сфере энергетики, где очевидный акцент сделан на атомную промышленность. Соглашение между «Казатомпромом» и Китайской генеральной ядерно-энергетической корпорацией («CGNPC») предусматривает создание совместного предприятия по производству топлива для атомных электростанций (тепловыделяющих сборок) на базе Ульбинского металлургического завода в Усть-Каменогорске, а также разработку действующих урановых месторождений на территории Казахстана.
Китаю ядерное топливо крайне необходимо для обеспечения работы его АЭС, которые он планирует активно развивать. Казахстану же это обеспечит гарантированный рынок сбыта высокотехнологичной продукции.
Между двумя странами планируется развитие электросетевой инфраструктуры, есть проекты по сотрудничеству в гидроэнергетике.
Не мёдом единым…
В сельском хозяйстве Казахстан совместно с Китаем реализует 19 различных проектов общей стоимостью 1 млрд 735 млн долл. Места реализации большинства из них (12) расположены в граничащих с Китаем Восточно-Казахстанской и Алматинской областях, что для китайцев очень удобно.
«Это крупные и очень важные проекты и направления для нашей отрасли, – отмечал тогдашний министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. – Для нас особенно знаковым является то, что китайские инвесторы заходят сюда по направлению производства и переработки томатов: предполагается, что на нашей территории будет построено три завода по переработке томатов в томатную пасту. Также к нам заходит частный инвестор, имеющий офис в Гонконге, которому предложен ряд проектов: из них отобран, в частности, проект по производству и переработке мяса и баранины. Он предполагает экспорт баранины… в различные страны, в том числе и Китай и страны арабского мира».
Пока же основными статьями казахстанского продовольственного экспорта в КНР являются баранина, говядина, кондитерские изделия и мёд. Если сотрудничество в сельском хозяйстве между Казахстаном и КНР будет развиваться и дальше, то вполне возможно расширение списка экспортируемой в Китай казахстанской сельхозпродукции.
В условиях экономического кризиса и снижения инвестиционных возможностей государства сотрудничество с Китаем может стать весомым вкладом в реализацию программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана.