Какие ямы допустимы на казахстанских дорогах
Идеальный асфальт, конечно же, здорово. Но по закону трассы и улицы не обязаны быть ровными. Правда, в разумных пределах.
Так, отдельная яма или пролом не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине — 60 сантиметров и глубине — 5 сантиметров. Общая площадь не более 0,09 кв.м.
Колея на дороге тоже допустима, но не глубже 4 сантиметров, а волновой сдвиг («стиральная доска») — не более 5 сантиметров. Ликвидировать ямы, не вписывающиеся в нормативы, дорожники обязаны в срок до 12 дней в зависимости от категории дороги.
Всё это прописано в межгосударственном стандарте ЕАЭС ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», ратифицированном в том числе и Казахстаном.
Ямка, которая уложилась в нормы с запасом. Размер её можно оценить по рулетке и сравнить с колесом внедорожника. Глубина около 2 см. Да, машину такая выбоина не сломает, однако при наезде на неё всё равно тряханёт.
Отмечены в стандарте и люки на проезжей части. Отсутствие крышек должно устраняться в течение суток. Аналогичные сроки установлены и для замены разбитых. А торчащие или заглублённые крышки дорожники обязаны выровнять с общей поверхностью в течение двух дней.
Примеров с повреждениями дорог, превышающими эти нормы, у нас миллионы, да и укладываться в сроки никто не торопится. Дороги ожидают своего ремонта годами.
А как быть, если из-за ямы на дороге или открытой канализации вы повредили машину? Требовать возмещения ущерба. Замерьте повреждение на дороге, сфотографируйте на камеру своего телефона. Если яма не укладывается в нормы и не удаётся решить вопрос миром, стоит добиваться справедливости в суде.
За состояние проезжей части в населённых пунктах отвечает местный акимат, в южной столице, например, коммунальное государственное учреждение «Управление автомобильных дорог города Алматы». Областные дороги находятся в ведении региональных властей, а республиканскими командует НК «Казавтожол».