Исповедовать добро
«Если у вас есть средства, помогите нуждающимся, сиротам, одиноким престарелым людям, вместо того чтобы накрывать богатые дастарханы на садақа. Просвещайте своих детей, чтобы они не попали под влияние мусульман из деструктивных религиозных течений», – говорит главный имам Уральской городской мечети имени Тәжиден Батырұлы Мейрамбек Абдрахманов.
– Мейрамбек Акилбекович, с какими вопросами обращаются к имамам?
– И с приятными, и с проблемными. К сожалению, в последнее время участились разводы – распадаются семейные пары, и больше всего от этого страдают дети. Семейные ценности падают. Поэтому стараемся помочь супругам: примирить их в ссоре, сохранить отношения. Главный муфтий Казахстана Серикбай қажы Ораз призывает нас уделять внимание такой теме, как семья в исламе.
И по счастливым событиям – рождение ребенка, выбор ему имени. Родители стали прислушиваться к мнению стариков, духовных лиц, и не просто дают имена новорожденным, а с учетом смыслового значения, сути, чтобы повлиять позитивным образом на их будущее. К нам приходят посоветоваться, прочесть молитву, а затем уже вписывают имя в свидетельство о рождении.
Посещают мечеть и в день бракосочетания, после посещения ЗАГСа, с тем, чтобы скрепить семейные узы, уверовать друг в друга, получить своего рода духовное благословение и слова напутствия, поддержки в случае возникновения трудностей.
– Верующие какого возраста чаще всего посещают духовный храм?
– Молодые люди. В городе три мечети, в разных районах, и есть возможность в любое время совершать намаз. С каждым годом растет численность мусульман и тех, кто хочет жить по канонам священного Корана.
– И все-таки именно молодежь уходит в деструктивные религиозные течения…
– В любой религии имеются деструктивные течения. По телевизору и из других источников информации мы узнаем, как мусульмане убивают. Но и другие религиозные ответвления осуществляют агрессию, к примеру, завладевают жильем, обманным путем принуждают жертвовать большие суммы денег, влияют на психику, создают секты и прочее. То есть получают почти тот же результат, но медленно.
Кто оказывается в их сетях? Те, кто не имеет религиозной грамотности. Религия – тонкая вещь, особое отношение человека к миру и себе, покорность, предание себя Богу.
Надо понимать суть аята, хадиса. Если нет знаний, можно не разобраться, такие люди оказываются в хитросплетениях чуждых убеждений и запутываются.
– В городе нередко встречаются женщины, одетые с головы до ног в черные одеяния, с накидкой на лице, имеющей узкую прорезь для глаз. Родители опасаются за своих дочерей, поскольку если девушка влюбляется и следует за своим избранником, то принимает его вероисповедание.
– Это приверженцы салафизма, мусульмане, игнорирующие наши традиции и желающие привить
религию Саудовской Аравии нам. Министерство по делам религии Казахстана работает над этим вопросом, собираясь внести поправки в закон на запрет ношения в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, к примеру, никаба, о котором говорите. Проект закона о внесении изменений в законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений находится на рассмотрении у депутатов. Также обсуждается вопрос усиления ответственности за незаконное вовлечение несовершеннолетних в религиозную деятельность.
– Визуально не отличить, кто из мусульман исповедует деструктивизм, и, наверное, они тоже бывают в мечети?
– Мечеть – общественное место, мы не запрещаем посещать ее ни христианам, ни кому-либо еще, то есть доступ имеют все, независимо от конфессиональной или национальной принадлежности. По некоторым признакам мы все же узнаем этих людей и по возможности беседуем с ними.
Наша обязанность доносить правильное трактование ислама. Есть постоянные курсы, уроки, кто хочет, может приходить. Пять раз в день имам читает намаз. Чужие проповеди запрещены. В случае возникновения вопросов, недопонимания, надо спрашивать у священнослужителей, теологов, а не обращаться к сомнительным людям.
– Как мечеть оказывает благотворительную помощь?
– Не только в праздники, но и в будни. У нас имеется список нуждающихся семей, многодетных, неполных, согласно которому постоянно помогаем продуктами питания, одеждой, обувью либо денежными средствами, требующимися на аренду жилья, лечение и так далее. Бывает, проявляем заботу и о бывших фронтовиках, отстоявших свободу в Великой Отечественной войне.
Кроме того, с просьбами приходят люди разных вероисповеданий и национальностей, стараемся каждого не оставить без внимания.
– Мусульмане проводят затратные похороны и поминки, после чего некоторым приходится долгое время рассчитываться с долгами…
– Так не должно быть. По поручению главного муфтия разъясняем мусульманам, что похороны и садақа должны соответствовать своему достатку. Дастархан по таким случаям должен быть средним, без излишеств, есть перечень обязательных блюд. Кто-то прислушивается, другие не хотят.
Если есть средства, то помогите лучше другим – малоимущим, инвалидам, сиротам или детям, воспитывающимся одной матерью, будет больше пользы.
– Сейчас идет Рамазан, чего должны придерживаться мусульмане?
– Поздравляю мусульман еще раз с праздником и хочу напомнить, что это священный месяц и самый лучший для добрых дел. Мусульмане должны поститься телесно и духовно, воздерживаться не только от пищи, но и от дурных мыслей, злословия и негативных поступков, так как «Аллах не нуждается в воздержании от еды и питья того, кто не оставил ложь».
В эти дни раздают добровольную – садақа и обязательную – закят милостыни, с особенной проникновенностью читают молитвы. Если добросовестно исполнять религиозные предписания, с верой и добром, душа очищается и обновляется.
– Мейрамбек Акилбекович, почему Вы избрали путь духовного служения? – поинтересовалась я у недавно заступившего на должность главного имама, человека семейного, имеющего пятерых детей.
– Это мое осмысленное желание. Родился в Сайхине Бокейординского района. Семья небольшая, у родителей трое детей, я – старший. Отец в свое время участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, в настоящее время имеет свое ИП.
В школе я много читал, хорошо учился. По словам учителей, они хотели видеть меня «большим» человеком, а я «подался» в священнослужители, – сдержанно улыбается 27-летний мужчина. – С восьмого класса учился при районной мечети, после девятого – поехал в медресе в Актобе, где занимался два года, затем – три года в Астане. Окончив медресе, поступил в вуз Алматы на факультет религиоведения. В настоящее время продолжаю учебу в магистратуре.
Седьмой год на службе. Начинал в Дарьинском, в должности заместителя имама, затем в областной мечети – муэдзином, в медресе – устазом. Потом заместителем имама в городской мечети, пять лет имамом в Аксае, и наконец главным имамом в мечети имени Тәжиден Батырұлы. Эта мечеть старая, ей больше 120 лет, через нее прошло не одно поколение мусульман в разные эпохи. К слову, она носит имя муллы, подвергшегося политическим репрессиям в тридцатых годах прошлого века, обвинения против которого не подтвердились.
Религиозные кадры нужны, и мне нравится служить, указывая светлый путь в жизни. Ислам желает добра, учит быть порядочным, искренним, уважительно относиться к родителям, правильно воспитывать детей. Многие наши традиции пришли из ислама. В трудные минуты человек обращается к Богу, религии, что-то переосмысливает, пересматривает свои взгляды, становится милосерднее, протягивает руку помощи.
– Спасибо за интервью.