И от ума, и от души

8 апреля 2021
0
4310

В каком возрасте можно начинать играть, чем отличается скрипач от других музыкантов, об этом рассказала Луиза Калиева.

 

– Луиза, Вы играете одновременно в нескольких музыкальных коллективах, как вам удается все успевать?

– Я, как и многие музыканты, действительно работаю одновременно в нескольких коллективах. Основная моя творческая деятельность связана с Западно-Казахстанским областным камерным оркестром. Также играю в эстрадно-симфоническом оркестре акима области и в городском ансамбле скрипачей. Успеваю везде. По такому принципу работают и другие, то есть все мы в одних и тех же коллективах, график составляют с учетом этого.

– Как Вы стали скрипачкой?

– У меня музыкальная семья. Мама пианистка, отец баянист, в двух шагах от дома музыкальная школа. С самого раннего возраста мама водила меня в ДМШ на отчетные концерты, праздничные мероприятия. Я видела детей, которые выходят на сцену и исполняют композиции. Мне нравилось все – музыка, атмосфера, которая всегда царила в зале, аплодисменты зрителей. Поэтому, когда меня спросили «Хочешь заниматься музыкой?», я без раздумий сказала: «Хочу!». Так все и началось. Отвели меня к Нине Ивановне Поповой, уникальному преподавателю, которая воспитала не одно поколение скрипачей. Я была в восторге, правда недолго. Совсем скоро поняла, что учеба в музыкальной школе – это тяжелый труд. Стала ныть, просить перевести меня на другой инструмент, мне искренне казалось, что где-то все намного проще. Но мама твердо стояла на своем, и сейчас я за это ей очень благодарна.

– Чему Вас учили в музыкальной школе?

– Терпению. Трудолюбию. Ответственности. У Нины Ивановны есть своя методика. С первых дней появления любого ребенка у нее на уроке, она относится к нему, как к взрослому человеку. Никого не заставляет насильно, дает понять, выбор ребенок сделал сам. Значит нужно стараться. В колледже главным педагогом для меня была Елена Юрьевна Шмидт. Она преподавала самую главную дисциплину. Уверена, если человек имеет желание учиться, он найдет у кого. Я поняла, что и работа в команде учит. Однако, такое стремление было у меня не всегда. Вообще считаю, человек по своей природе ленив, и ему всегда приходится работать над собой. В жизни нет предела совершенству. «Идеально» – это субъективное понятие в творчестве.

– Вы сразу решили, что музыка станет вашей профессией?

– Если честно, не думала связывать с музыкой свою дальнейшую жизнь, казалось, это не мое предназначение. Отношение ко всему изменил случай, точнее международный конкурс «Евровидение-2009», на котором победил норвежский певец и музыкант с белорусскими корнями Александр Рыбак. Он тогда исполнял задорную песню и играл на скрипке. Меня покорило, с какой легкостью и как виртуозно он все делал. Пел, играл, пританцовывал и улыбался. И для себя решила: хочу так же. Поэтому после окончания школы поступила в музыкальный колледж имени Курмангазы. Профессия востребована, поскольку человек тянется к прекрасному. Всегда есть возможность подработать, что собственно говоря, многие и делают. Я еще выступаю на разных торжественных мероприятиях. Играю одна и с пианисткой, моей коллегой Надеждой. Более года назад мы создали дуэт «Music Avenue». Не считаю это халтурой – такое же творчество. Только ты для этого выходишь за пределы оркестровой «кухни» и это по-своему интересно.

– А что играете?

– Очень нравится джаз. Не говорю, что у меня это получается мастерски. Еще учусь, импровизирую. В принципе жанр не важен, главное, чтобы музыка лилась из твоего сердца, из глубины души. А композицию выбираешь по настроению или по ситуации.

 

– Расскажите о работе в камерном оркестре.

– Я в нем почти 7 лет. Сам по себе коллектив небольшой, так что мы не только вместе работаем, но и дружим вне репетиций и концертов. Я считаю, что теплые отношения очень важны, это очень сказывается на качестве работы. Главный дирижер оркестра Асхат Хасанов. Он же контрабасист, знающий всю оркестровую «кухню» изнутри. Не стоит с палочкой у пюпитра, он рядом, играет. Но держит весь рабочий процесс под контролем и в случае необходимости указывает на ошибки. Наверно, правильнее будет назвать – творческий руководитель. Основной репертуар оркестра – классика. К сожалению, к ней не такой большой интерес у молодежи. Злую шутку с музыкантами сыграла пандемия. Концерты-онлайн сравнивать с живым исполнением не стоит. Надеемся, что настанет время, когда залы будут полными, границы открытыми, и мы снова выедем на гастроли. Как это было раньше. Это глоток свежего воздуха. Я помню последнюю яркую поездку вместе с эстрадно-симфоническим оркестром. Участвовали в музыкальном фестивале в Азербайджане, побывали в двух городах. Нас очень тепло принимали местные жители, а мы были в восхищении от красот страны. С ансамблем скрипачей участвовали в Международном конкурсе музыкального исполнительства в Казани и стали лауреатами I степени. Здоровая конкуренция, впечатления от новых мест, в которых побывали, эмоции, оценка зрителей – музыканту все это необходимо.

– Для Вас важен инструмент?

– Конечно. Мою скрипку мне родители купили, когда я поступала в колледж. За инструментом специально ездили в Самару. Это фабричная скрипка, таких было выпущено большое количество, но она очень хорошего качества. И мы вместе с ней работаем уже немало времени. Возможно, я когда-нибудь куплю себе новую, но с ней не расстанусь.

– Какие советы можно дать родителям, которые хотят видеть своего ребенка скрипачом?

– Тут нет однозначных советов. У скрипки очень непростой начальный период – нужно много терпения и трудолюбия. Чем раньше начнешь – тем лучше. Обычно начинают с 5-6 лет. И нужна поддержка со стороны родителей. Они должны уметь убедить, для чего все это нужно. Один из аргументов – музыкант – достойная профессия. Можно отлично реализоваться и зарабатывать. Но в любом случае самая лучшая работа – это любимое дело. Поэтому ключевой момент здесь в том, лежит душа к скрипке (да вообще к музыке) или нет.

Где скрипач держит скрипку? Между головой и сердцем! Неудивительно, что в этом инструменте есть кое-что и от ума, и от души. Мне кажется, что скрипку можно гармонично применить в абсолютно разных жанрах музыки – от рока до клубной. Даже какое-нибудь техно: если пропустить скрипичный звук через разные эффекты и педали, это будет звучать вполне органично. Вот что прекрасно! Помню, однажды слышала такую фразу: «Скрипка – инструмент дьявола». Считаю отчасти это правдой.

Фото: Ярослав Кулик и из альбома Луизы Калиевой
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top