Дорога – железная, люди – золотые
130 лет назад в Уральск пришел первый поезд. Официально датой основания железнодорожного транспорта Казахстана считается 1904 год, но движение по Рязано-Уральской дороге началось в 1894-м году.
Строительство дороги по инициативе атамана Уральского казачьего войска Николая Шипова началось в 1892-м году: от Покровской слободы, (сегодня город Энгельс) до Уральска.
О необходимости соединить Уральск с центральными промышленными районами России говорили и раньше, но ближайшие города – Самара и Саратов – находились на другом берегу Волги, а строительство мостов было очень дорогим проектом. Нашли выход – проложить дорогу от Покровской слободы – она на левом берегу Волги, и в 1892-м году император Николай Второй дал разрешение и, конечно, средства, для ее строительства.
Протяженность – более четырехсот километров. Учитывая, что строительство в те годы шло практически вручную, то труд этот «был страшно громаден, не по плечу одному», как писал поэт Некрасов о другой железной дороге. Первые поезда пошли в Уральск в 1894-м году со скоростью 48 километров в час. Но пассажиры были довольны: вечером поезд отбывал, а утром – уже в месте назначения. Сколько бы они добирались на перекладных? Грузовые составы шли еще медленнее пассажирских, но они перевозили до 250 тонн грузов в сутки – ни лошадьми, ни верблюдами столько не перевезешь. Так что дорога быстро себя оправдала.
Пассажирские поезда тянули паровозы, которые заказали в Америке, а вагоны были трех классов – в первом сидения были мягкими. Вокзал построили через два года.
Лучше всего об истории железной дороги рассказывает музей и его хранитель Михаил Тихонович Надточий. Музей в административном здании станции Уральск открыт в год столетия Уральской железной дороги – в 1994-м. За тридцать лет здесь собрано большое количество экспонатов – действующие модели различных паровозов и тепловозов, старинный станционный колокол, сигнальные флажки и многое другое. Не менее ценными являются документальные экспонаты – фотографии и сведения о людях, составляющих гордость предприятия.
Среди первых организаторов Уральской железной дороги много немецких фамилий, что не удивительно: первый штат набирали из работников станции и депо Покровской слободы – поселения этнических немцев, приехавших в Россию еще во времена Екатерины Великой.
История железной дороги это и история нашего города, края, всей большой страны. Накануне революции 1905-го года среди путейских рабочих велась большевистская пропаганда, и в 1904 году ссыльными поселенцами организован кружок «Искровцев». Во время Гражданской войны, в 1919-м году, рабочие паровозных мастерских станции Уральск оборудовали бронепоезд «Нежданный», красноармейцы использовали его во время осады города белоказаками. Макет этого бронепоезда, который вел бои за мостом через Чаган, можно увидеть в музее. Сам мост защищал отряд железнодорожников, возглавляемый Чегуровым.
Мост, к счастью, сохранился не только на Фотографиях и в музее – его удалось спасти от разрушения и переплавки до наших дней. А уникальность моста в том, что он сделан вручную. Мастер Котельников с двумя сыновьями строили его десять лет. В горне нагревали заготовки, а затем ковали из них несколько тысяч заклепок. Грандиозная ажурная металлическая ферма моста соединена с помощью специальных заклепок – сварки тогда еще не было. По такой же технологии сделана Эйфелева башня в Париже. В 1919 году, во время Гражданской войны, чугунный мост стал свидетелем кровопролитнейших боев. Пробитые осколками снарядов конструкции моста можно увидеть и сейчас. И недалеко от него находится братская могила, и никто не знает, сколько человек там похоронено, и нет никакой разницы, кто они – белоказаки или красноармейцы.
Чугунный мост прослужил до 1991-го года, пока рядом не построили новый. Исторический мост сохранили как памятник технического творчества.
Узкоколейка шириной метр просуществовала до 1913 года, затем перешли на широкую колею, и это тоже связано с событиями в мире и стране – вскоре начнется Первая мировая война. По приказу императора Николая Второго колею железной дороги расширили до расстояния между колесами артиллерийских орудий – 1524 миллиметра. Это позволило увеличить и скорость поездов.
Когда началась Великая Отечественная война, сразу триста железнодорожников станции Уральск вызвались добровольцами на фронт. Но они нужны были в тылу.
Осенью 1942-го года Уральск включен во фронтовую зону. Пропускную способность дороги увеличили в три раза по сравнению с проектной. На всем протяжении дороги на расстоянии километра друг от друга круглыми сутками – днем с флажками, ночью с керосиновыми фонарями – стояли сигнальщики, которые регулировали движение. И оно шло беспрерывно. Уральская «железка» оставалась единственной артерией, которая связывала Сталинград с тылом. А 1942-й год выдался особенно снежным и морозным, а наводнение самым сокрушительным. Расчищать снег железнодорожники выходили целыми семьями. От Чагана до Уральска железнодорожную насыпь укрепляли камнями, мешками с песком, привязывали пустые бочки, бревна, тюки сена. Чтобы не снесло мост, спускали в воду полувагоны с камнями, на мост ставили для устойчивости паровозы. Проводили субботники, перечисляли деньги в фонд обороны, собирали подарки для бойцов. В этом деле нельзя не отметить женскую комиссию под руководством Е.П. Грищенко.
В годы войны в нашу область эвакуированы более двадцати предприятий и более 80 тысяч человек. Все школы области отданы под госпитали, в Уральске разместили 20 госпиталей. В железнодорожной школе и училище тоже размещался госпиталь, учителя и ученики ухаживали за ранеными, дежурили в палатах, устраивали концерты. Работницы станции Уральск получали потом с фронта письма от вылечившихся бойцов с благодарностью за внимательное отношение и уход. Подхоз железной дороги снабжал госпитали продуктами для раненых.
Немецкие самолеты вели разведывательные полеты над территорией области и особенно над железной дорогой, которую постоянно обстреливали. Железнодорожники устанавливали на вагонах орудия, из которых пытались сбить и – сбивали – немецкие самолеты. Когда машинист депо станции Уральск по фамилии Покусай вел состав с танками к Сталинграду, его обстреляли пятнадцать раз. Бригада погибла, но тяжело раненный машинист довел поезд до Сталинграда.
Машинист Завертайло сумел в неостывшей топке паровоза устранить течь, за что награжден орденом Ленина. Каждый рейс в годы войны был настоящим подвигом машинистов. За годы войны уральские железнодорожники не допустили ни одной аварии.
О людях, совершавших эти подвиги, рассказывают перекидные стенды в музее и его хранитель – Михаил Тихонович Надточий. Почетный железнодорожник, энтузиаст, он до сих пор проводит в музее экскурсии, читает лекции, проводит встречи с трудовым коллективом, с молодежью, учащимися.
Профессия железнодорожника почти полувоенная – та же строгая дисциплина и большая ответственность. Во время паводка станция Уральск приняла большое количество грузов – более пятисот единиц тяжелой техники, которая прибыла в город для укрепления и возведения дамб.
День железнодорожника – это праздник не только тех, кто работает на железной дороге. Потому что нет такого человека, который бы хоть изредка не становился пассажиром этого надежного транспорта.