Чуждое нашему обществу

12 марта 2015
0
2455

То здесь, то там всплывает информация о приверженцах экстремистских исламистских течений. Кажется, что все очень далеко и нас не касается. Но упрямая статистика гласит: определенная часть казахстанской молодежи увлекается трудами псевдоученых – так называемых шейхов, вольно трактующих основы ислама. Немало молодых приверженцев этих учений и в Уральске, утверждают юноши и девушки. Работу с ними ведут специалисты, но возникает вопрос: как они попадают под влияние чуждых нашему обществу активистов-исламистов? На этот и другие вопросы уральцев на специализированном семинаре ответил ученый-теолог и общественник Рустем Сыздыков.

Рустем Сыздыков

Со слов Рустема Сыздыкова, информацией о проповедях псевдоученых исламистов изобилует «YouTube». При этом во всех городах Казахстана реализуют свою миссию некие активисты, «подсаживающие» молодежь на эту информацию. Им в противовес работают общественные объединения, имамы, преподаватели, правоохранительные органы. Но главную роль в своевременном выявлении религиозных заблуждений молодых людей должны сыграть родители, уверены теологи.

– Родители должны хотя бы фамилии псевдоученых знать. Посмотреть в компьютере, чем дышит ребенок? Если он читает учения шейхов ибн… имейте ввиду, у него мало времени остается. У такого ребенка два пути – либо он попадет в тюрьму, либо в зону военных действий, – говорит теолог Рустем Сыздыков.


Под влияние деструктивных организаций попадают молодые люди от 18 до 28 лет


У него за плечами немалый опыт работы с теми, кто попал под влияние деструктивных организаций. Общаясь с родителями казахстанских ребят, погибших в Сирии, Рустем Сыздыков спрашивал: «Неужели вы не видели, что ваш ребенок укорачивает штаны?»…

Читай, изучай, не будь невежественен, говорит Создатель в вероучении. На этом акцентируют внимание теологи, этим же играют исламисты, вовлекающие в свои сети молодых людей. Вот только последние для просвещения рекомендуют исключительно определенных так называемых шейхов, религиозные псевдоучения которых страдают буквализацией. Сектанты выдергивают из Корана определенные предложения без контекста и на этом строят искаженное изложение сути ислама, называя имамов заблудшими.

…Преподаватель технологического колледжа – заметила, что три студентки чем-то увлеклись. Они держались вместе, часто что-то обсуждали. Их поведение изменилось. Учительница поинтересовалась, чем так увлечены девочки? Оказалось, исламом, причем знания они получали по Интернету. «А разве этому учат не в мечети?», – спросила наставница по колледжу. «Да имамы ничего не знают, они совершают ширк (многобожие)», – ответили ученицы. «А я не понимаю, что такое ширк», – сказала женщина и предложила вместе сходить в мечеть.

К счастью, успели вовремя: девушки переосмыслили свои убеждения и сейчас живут нормальной светской жизнью. При этом они верующие практикующие мусульманки.

Других ребят переубедить не удалось, они выехали в Сирию, где погибли, считая, что совершают великое дело во имя Всевышнего. Невольно возникает вопрос: «Почему среднестатистический казахстанец становится религиозным монстром, готовым к насильственным действиям?».


Среди псевдоученых есть не только сирийские, но и русскоязычные и казахскоязычные авторы. Некоторые авторы исламистских псевдоучений утверждают, что земля плоская. Такой же позиции придерживаются и фанаты определенных религиозных объединений протестантского и христианского толка.


– Во всех случаях шаблон был один – агрессивное ксенофобское вероучение, под влияние которого попадают группы ребят, которые получали религиозное образование вне мечети, – рассказывает Рустем Сыздыков. – А информацию такую молодежь находит  очень просто с помощью инициативных групп деструктивных течений, которые есть в каждом городе Казахстана. Инициаторы приглашали извне – из России, Узбекистана, других стран – ученого шейха. Когда шейх приезжал, организовывали специальные встречи, дастарханы, на которых ученики слушали речи наставника. Так было в недавнем прошлом, сейчас это пресечено.

При посещении таких мероприятий молодой парень или девушка потенциально становились адептами течения, потому что им давали определенные психологические установки: какая религия правильная, какое веродвижение истинное.

– Представители секты или деструктивного движения признают только «своих» ученых, «свои» книги, всех остальных, как правило, считают заблудшими. А молодой человек попадает в психологический капкан и спрашивает: «Кого слушать в вероучении?». Ему озвучивают пару-тройку фамилий, якобы это – настоящие ученые, шейхи. С этого момента молодой человек сознательно самостоятельно начинает искать эти вероучения. В первую очередь, в интернет-ресурсе, особенно в «YouTube», изобилующем аудио-, видеоматериалами псевдорелигиозных течений, – информировал теолог.

Распознать казахстанцев, недавно попавших под влияние деструктивных организаций, вполне можно.


Из выступления Рустема Сыздыкова следует, что опасно менять веру. Статистика утверждает: прихожане христианских или протестантских религиозных объединений, переходящие в ислам, как правило, становятся адептами исламистских деструктивных течений.


После трехдневного семинара преподаватель одной из школ Карагандинской области промониторила своих учащихся. Она спрашивала: «Как они относятся к религии? Кого слушают?». Задавала и другие вопросы. Так она выявила ребенка, который успел заразиться «вирусом исламизма». Она привела молодого человека в общественное объединение, где есть высококвалифицированные теологи. Теологи и имамы вовремя подкорректировали религиозное сознание ребенка. А родители не знали о воздействии на их чадо, хотя они мусульмане, но непрактикующие. Об этом рассказал Рустем Сыздыков на своей лекции. Он же сообщил, что, к примеру, в Турции такое воздействие на молодежь невозможно. Каждый отец в этой стране считает своим долгом с малолетства ознакомить детей с традиционным исламом. Когда начинается агитация исламистов в Турции, любой может его остановить: «Такого в исламе нет».

В Казахстане же чаще всего любая религиозная информация для молодых людей – новая. Так попала под влияние экстремистов девушка-алматинка, умница и красавица, окончившая школу с подтверждением знака «Алтын белгі». Единственная дочь у матери.

– Она училась на третьем курсе одного из вузов Алматы, претендовала на красный диплом. Полгода ходила на занятия, слушала лидеров деструктивных течений, после чего объявила родную маму «кафером» – неверующей, говорила: «Ее нужно убить. У нее один ширк – многобожие», – рассказал теолог. – Ее осудили на семь лет лишения свободы за акт терроризма и экстремизма, она реально пыталась что-то сделать. Эта девушка без информирования родственников вышла замуж за какого-то «брата»-исламиста, став его второй или третьей женой. Мы с ней беседовали о том, что мусульманка, выходя замуж, должна оповестить всех родственников. А смысл бракосочетания – публичность, объявление о том, что она теперь замужем. Почему это условие не было выполнено? Потому что там говорят: «Нам незачем информировать каферов». Родная мать, которая не практикует намаз, не мусульманка, то есть в ее понимании – кафер.


Мусульмане могут быть практикующими и непрактикующими, ко второй категории относятся не читающие намаз. В Казахстане более 12 миллионов мусульман, из них только 1% – практикующие.
У читающих и не читающих намаз мусульман в светском государстве равные права.


Как правило, есть установка не распространяться о причастности к исламизму. Проповедники поясняют это адептам тем, что все пророки терпели притеснения, окружающие всегда боролись против правды, против «истинного ислама». Но основная причина в распространении религиозных псевдоучений шейхов в Казахстане в том, что родители не интересуются духовной жизнью своих чад, считают общественники и теологи.

– Молодые люди сами на первоначальном этапе об этом не рассказывают. А когда проходят определенную стадию радикализации, скрывают все: убеждения, свои планы, показывают окружающим, что они вообще нерелигиозны, – говорит Рустем Сыздыков. – Происходит процесс мимикрии – скрывания искреннего внутреннего убеждения. Снять с них маску и определить их религиозную позицию крайне сложно, это могут только специалисты. Ни родители, ни учителя, ни преподаватели не смогут это определить. Семинар призван научить выявлять на первоначальном этапе ребят, зараженных учениями шейхов деструктивных учений. Это очень эффективно.

Иногда сама молодежь бьет тревогу по поводу сомнительных религиозных увлечений своих друзей, но что делать, они не знают. Теологи рекомендуют попробовать убедить парня или девушку встретиться с представителями официального духовенства.

На семинаре в Уральске

Фото из архива Центра изучения проблем религий
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top