Без побеждённых
В театре имени А.Н. Островского прошел турнир по национальной борьбе казакша курес. Участвовали не спортсмены, а любители – сотрудники различных учреждений, в том числе и работники культуры. Но оценивали ход поединков настоящие тренеры. Сразу после соревнований прошел айтыс. Как сказали организаторы спортивного мероприятия, они постарались создать национальный колорит.
Национальная борьба была популярна у казахов всегда. Ни один праздник или любое другое мероприятие не проходило без состязания, на котором определялся самый сильный батыр. Как это было? Легко представить. Степь, юрты, много людей, которые собрались, чтобы увидеть соревнования.
Все ждали выхода самого сильного. Он делал круг почета, садился в центр, подвернув под себя ноги, и ждал смельчака, того, кто отважится ему противостоять. Толпа волновалась: неужели не найдется? И он, конечно, находился.
Джигиты раздеты по пояс, лишь подвязаны широкими кушаками. Задача – уложить противника на лопатки. Приз всегда дорогой – скакун, корова или десяток овец.
Современные борцы казакша курес в специальных куртках – «чапанах» – с матерчатым поясом – «белбеу». Правила те же – за пояс и выше пояса разрешаются любые захваты.
Руководитель отдела физической культуры и спорта города Артур Муратович Шергалиев пояснил, что этот турнир в первую очередь направлен на пропаганду спорта, а также развитие национальных традиций. Это не первые подобные соревнования. В этом направлении разработана целая программа.
В этот раз зрителей немного, соблюдены правила карантина. Первая пара борцов уже на сцене. Рефери подает знак. Начинается схватка. Каждый старается оторвать противника от земли и бросить на спину. В ход идут известные приемы – жамбас, зацеп, обвив…
Один из борцов Габбас Зайнуллин. Он с первых минут занимает лидирующую позицию и совсем скоро его противник оказывается на спине. В юности мужчина занимался борьбой, сейчас работает в комьюнити-центре «Арай». Ведет кружковую работу, учит детей играть тоже в национальные игры – асык ату и тогызкумалак.
– Когда-то я занимался дзюдо и самбо, основные приемы еще помню, – говорит он. – Но в этот раз подготовки не было. Предложили поучаствовать, согласился, не раздумывая. Хотелось просто попробовать себя.
Несмотря на то, что за звание самого сильного борются «любители», все по-настоящему. Турнир проходит по всем правилам. Настоящий борцовский ковер, настоящий рефери, в жюри мастера спорта.
Аскар Нургалиев тренер, работает в спортивной школе «Жекпе-жек». Он и его коллеги внимательно следят за поединком.
– Ребята, видно, подготовленные, многие в прошлом серьезно занимались спортом. Они знают, как правильно схватить соперника, перекинуть через себя. Соперники сильные, уступать друг другу не хотят. Такие турниры проводить нужно, они вызывают интерес. Еще раз доказывают, что спортом заниматься нужно и полезно, а главное, это может себе позволить любой. В городе огромное количество спортивных клубов, школ, секций. Если есть желание. В чем отличие казакша курес от других видов борьбы? Техника включает в себя в основном броски. В этом вся хитрость: подхватить и бросить.
В 2000 году официально утверждены Правила борьбы. Теперь состязания проводятся в 7-ми весовых категориях. Первый национальный чемпионат состоялся 15 декабря этого же года в столице.
Талгат Мендыгалиев в зрительном зале. Переживает за брата, который должен выйти на ковер.
– Одно дело, когда соревнуются спортсмены, другое, когда человек неподготовленный, это намного интересней, – говорит он.
Армат Шагиров работает в городском ресурсном центре. Серьезно спортом не занимался, но тоже решил проверить свои силы.
– Я первый раз участвую в подобных соревнованиях, волнуюсь. Времени на подготовку было мало, так что не уверен, что буду в числе лидеров, но ведь не победа главное.
В области национальные виды спорта набирают популярность. Наравне с казакша курес развивается и конный спорт – байге, кыз куу, кокпар, борьба на лошадях – аударыспак. Развивать конные виды спорта в ЗКО начали в 2002 году. Именно тогда открылась специализированная школа. С тех пор уральские спортсмены неоднократно становились Чемпионами Казахстана и Азии. Доска почёта в школе – предмет определённой гордости.
Аударыспак – древний вид национальной борьбы. Согласно правилам, всадники должны свалить друг друга с седла. Если соперник упадет или его тело коснется земли, считается проигравшим. Соревнования настолько популярны, что в Казахстане проводятся международные турниры, на которые съезжаются из разных стран не только спортсмены, но и зрители, любители данного вида спорта.
Кокпар. Самая популярная игра, проходящая в высоком темпе и требующая от спортсменов чрезвычайной ловкости и смелости, большой физической силы. В центр круга бросают тушу козла. Победителем считается тот, кто большее количество раз закинет ее в казан (ворота). История кокпара уходит вглубь веков, когда древние племена кочевников, отложив в сторону оружие, мерились друг с другом силой.
Байге. Скачки на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом.
Аламан байге. Скачка на длинные и сверхдлинные дистанции, проходит на пересеченной местности, с различными естественными препятствиями. Огромное значение имеет мастерство
спортсмена. Побеждает не тот, у кого более резвая лошадь, а тот, кто умеет быстро оценить обстановку и правильно распределять ее силы.
Жамбы ату. Стрельба из лука в цель. Победителем становится тот, кому понадобится наименьшее количество попыток. Есть разные вариации игры – верхом на коне и без него, а также с разных дистанций.
Жорга жарыс. Соревнования на иноходцах. Своеобразный вид скачек для лошадей, владеющих особой поступью, мягкостью, ритмичностью в своей ходьбе и беге. Во время состязаний хорошие иноходцы никогда не переходят на обычный бег.
Тенге алу. Всадник на полном ходу лошади поднимает с земли мешочки с монетами (песком). Тот, кто сумеет в одном заезде взять большее количество мешочков, считается победителем.
Кыз-куу. В этой игре парень старается догнать девушку. Если ему удаётся это сделать, он считается победителем. На обратном пути догнать должна она, в случае удачи победа присуждается ей. Во время игры участнице предоставляется право бить камчой нерасторопного юношу.
Асык ату. Одна из древнейших игр кочевников. Возрастного ценза для участия в игре нет: соревноваться на меткость могут и школьники, и пенсионеры.
Для того чтобы играть в асыки, не нужно дорогого снаряжения, сложной экипировки и особых условий. Главное – вооружиться косточками коленного сустава животных (чаще – мелкого рогатого скота: барашка или козы), и иметь свободную площадку, где можно их расставить.
Охота с беркутом у казахского народа – особая часть национальной культуры, которую в последние годы стараются возрождать. В старину хороший пернатый охотник и быстрый скакун стоили очень дорого и повышали авторитет владельца.
Сегодня на охоту с беркутом выезжают лишь истинные ценители степной охоты.