Адаптация
Второй год в Уральске работает центр реабилитации, о котором мало кто знает. Небольшой коллектив каждый день проводит огромную профессиональную и чисто человеческую работу с категорией самых сложных пациентов – взрослых людей с инвалидностью, в том числе с тяжелой умственной отсталостью, проживающих на дому. Здесь совершеннолетние подопечные учатся писать, рисовать, разговаривать, правильно двигаться.
Первое впечатление от отделения дневного полустационара Уральского медико-социального учреждения для инвалидов и престарелых общего типа – приятный шок. Мы как будто условно побывали в подобном учреждении в Китае: оказывается, и в Уральске есть специалисты, умеющие мягко и профессионально требовать от пациентов выполнения различных заданий. А задания эти жизненно важны для взрослых инвалидов: они помогают уральцам с ограниченными возможностями адаптироваться к нашему обществу.
Коллективом из 11 человек руководит заведующий отделением Альберт Талпахов. На эту должность он пришел по конкурсу, отработав несколько лет в сельской школе учителем, директором, руководителем центра туризма, акимом сельского округа, завотделом культуры в районе. Особую рабочую ауру, необходимую для реабилитации именно этой категории пациентов, создавал, используя все свои педагогические знания и умения, а также навыки туриста. «Дети» (так их называют сотрудники) из этого отделения летом трудятся на земле, ходят в походы, на экскурсии, изучают много интересного. К слову, возраст подопечных от 19 до 49 лет.
Один из них – Ернур – неустанно следует за заведующим, за это его в шутку прозвали Адьютантом. Парень делает вид, что понимает все разговоры и все, что прописано в официальных бумагах, иногда такое неуемное любопытство немного мешает работе, его мягко останавливают. К Адьютанту с теплотой относятся все сотрудники и другие подопечные отделения.
– Я постарался вложить в работу этого отделения все, что знаю, – поделился с нами Альберт Аскарович.
Новых сотрудников он тоже набирает сам. Основные требования – профессиональные знания, исполнительность, терпение и… хороший характер. С этой категорией воспитанников работать сможет далеко не каждый.
– Реабилитация проходит по индивидуальной программе. Каждая услуга, особенно бытовая, помогает нашим подопечным адаптироваться к жизни, – рассказывает завотделением.
Баянсулу (27 лет) увлеченно рисует свою семью. Это не просто картинка для развития рук – рисуночный тест на внутрисемейные отношения, поясняет психолог отделения Динара Шадьярова. После работы в школе для детей с нарушением слуха она не ожидала, что новые воспитанники смогут выполнить задания. Но – выполняют, и даже весьма неплохо, отмечает специалист. Конечно, значительно медленнее, чем школьники из спецшкол, но все же достаточно успешно.
– Год назад некоторые не могли произносить даже простейшие слова, – говорит Альберт Талпахов. – Мы постоянно проводим различные игры, тренинги, они молодцы, учатся старательно.
То, что обычные люди делают ежедневно и даже не замечают этого, для подопечных и их наставников – маленький подвиг. Взрослые люди с тяжелыми диагнозами без преувеличения здесь учатся жить. И дома некоторые уже начинают отказываться от сопровождения родителей, осмелев после занятий в отделении, предпочитают компанию из других людей. К примеру, Александр (33 года) не желает посещать места общественного пользования в сопровождении мамы. Он уже сам знает, что нужно говорить и как вести себя среди знакомых и незнакомых людей.
Каныбек (22 года) с удовольствием демонстрирует нам свое владение компьютером. Это тоже один из видов занятий и часть реабилитации. Помимо этого, молодым людям дают знания по кухне и прививают другие бытовые навыки, учат петь и танцевать.
– Они с удовольствием поют караоке, народные песни, исполняют и эстрадные, – рассказывает преподаватель музыки Мейрамгуль Мухамбетиярова. – Кара-жорга танцуют почти все, смотрят по телевизору и сами просят научить танцевать.
Вы не поверите, но многие из них знают движения вальса, латино-американских танцев, лезгинки. Здесь не принуждают, подстраиваются под желания подопечных, и результат налицо. На праздничных мероприятиях родители, присутствующие на концертах, организованных силами детей и их наставников, не могут сдержать слез. Порой они не узнают своих родных, раскрывающихся в творчестве, а многие раньше и не подозревали, что дочки-сыновья способны такое делать на сцене. Выступления подопечных и наставников видят не только родители, они активно участвуют во всех культурных и спортивных мероприятиях учреждения. К слову, бюджет отделения как любого госучреждения жестко ограничен, и материальная организация праздников, так же как и написание сценариев, ложатся на плечи самого заведующего.
– Спасибо, предприниматели идут навстречу, не всегда, конечно, не все, но, к примеру, на Новый год нам такую шикарную елку подарили, – рассказывает Альберт Аскарович.
Каршига (19 лет) год назад совсем не мог разговаривать. Сейчас он уже пишет и рисует. Рахат пришел очень слабым физически, после занятий заметно окреп, научился держать ручку и начинает писать. Пока печатными буквами, но для него это – огромный успех. Сотрудники отделения долго не могли понять, что хочет Бакытнур (23 года), но после долгих наблюдений узнали. И она тоже кое-чему научилась: после 7 месяцев занятий пишет печатными буквами «А», «Б» и цифру «1». Первые учебные навыки подопечным дает дефектолог.
– Раньше дефектологов в Казахстане вообще не было, профессия эта относительно новая для нашей страны, – рассказывает дефектолог отделения Маншук Жубандихова. – Моя задача дать знания об окружающем мире, развивать речь, заниматься математикой и социально-бытовой ориентацией, изобразительным искусством. Все это способствует развитию.
Особое слово – о социальном работнике Балым Буранкуловой. Это своеобразный мостик между специалистами и родителями подопечных. Она же присматривает за работой сотрудников отделения, подсказывает, как работать с получателями услуг корректно.
Родители благодарят государство за такое внимание к детям.
– Это – подарок для нас, – говорит Нина Григорьевна Майшева, сама педагог со стажем. – Все очень хорошо организовано, коллектив работает как одно целое. Если у меня возникают проблемы с сыном, я могу позвонить, и специалисты обязательно пообщаются с ним, успокоят, направят куда надо. Он их слушает.
Единственное, что не хватает – комнаты отдыха для подопечных, считают родители. Им необходим дневной сон, полагают отцы и матери, получившие консультации у специалистов разных стран.
У родителей не только на полдня, как минимум, освобождаются руки и время, но ребята на занятиях в отделении получают ту самую путевку в действительно самостоятельную жизнь. С помощью специалистов они пока еще нерешительно пытаются шагать по собственной дороге.